Сначала про логику легенд. По легенде к Генриху Язомирготту в середине 12-го века во сне явился прекрасный юноша с планом прекрасного храма. (наверное Язомирготт замечательно разбирался в планах, как увидит план - сразу здание представляет, какое оно прекрасное) Генрих сну поверил и велел начать строительство. А зодчим-строителем оказался юноша из сна. Построил храм и исчез.
"Загадочным творцом архитектурного сооружения такой неземной красоты мог быть только сам Иисус Христос." (из книжки)
Возникает вопрос, а что ж тогда эту неземную красоту до основания снесли-то меньше чем через сто лет?
(Не подвергая ни в коем случае сомнению способность являться в снах, попутно отмечая ассоциации с некими каменщиками, все ж таки считаю, было бы логичнее отнести событие к последнему храму, который действительно прекрасен, а не к первому, от которого не осталось ничегошеньки. Хотя очередному Папе ничего не помешало до основания снести "тысячелетний храм", возведенный Константином. Никакого почтения к великим...)
Такие легенды.
Теперь история. На следующей странице.
"Строительство первой церкви св. Стефана... стало результатом договора между маркграфом Леопольдом IV... и епископом Регинмаром из города Пассау. ... Согласно договору, маркграф передает венский приход, предположительно находившийся недалеко от церкви св. Петра, епископу и получает в свою очередь земельный участок с виноградником и часть землевладения венского прихода, с тем условием, что церковь св. Стефана, а также другие малые церкви переходят под начало венского священника."
О чем этот договор? - я не поняла. Имущественно-политические реалии мне не открылись. Где нашлось упоминание об этом соглашении, как оно передавало суть, кто его перевел и изложил - мне неведомо. Туман.
"Первая романская церковь, а с ней и сегодняшний собор, была воздвигнута в направлении юго-востока, в том направлении, где 26 декабря 1137 года произошел восход солнца." В астрономические изыскания не полезу ни за что. Но какие-то сомнения в восходах и календарях у меня смутно ощущаются.
"По прошествии многих веков от этой первой церкви почти ничего не осталось. О ее существовании свидетельствуют лишь немногочисленные архитектурные фрагменты, обнаруженные при раскопках... Единственное, что сохранилось... не считая фундамента, вновь засыпанного после раскопок в 1945 г. - это так называемая "черная комната" в нижнем ярусе южной языческой башни..., а также части первого яруса западного сооружения"
Тут надо упомянуть, что две башни у главного портала называются "Языческими", а сам портал - "Порталом Гигантов". Источник этих странных названий не определен. Предположения, гипотезы, мнения... Туман.
Для меня также удивительным явилось наличие в соборе "женского" и "мужского" входов и таких же нефов. Раздельные входы и помещения живо напоминают устройство мечетей, сохранившееся до сих пор.
А некоторые источники еще и находят в символике собора женские и мужские начала, так сказать, в естественной форме (тут, например). Много загадочного, короче. Но про символику потом.
"Элементы сооружения, построенного в период с 1230 по 1245 год, хорошо заметны и поддаются восстановлению. Хорошо сохранились, прежде всего две фронтальные башни... Старую церковь XII века снесли, оставив фундамент и цокольные ярусы языческих башен. На том же фундаменте построили кафедральный собор... высшие ярусы башен были построены после пожара 1258 г. 23 апреля 1263 г. состоялось торжественное освящение собора."
Между 1304 и 1340 гг. началось строительство готического клироса с тремя апсидами.
В 1359 г. "началась перестройка собора в готическом стиле. строителство собора продолжалось около ста лет, медленно, но неуклонно."
"Статуя Рудольфа Основателя, держащая модель собора с двумя башнями, у Зингерских и Епископских ворот свидетельствует о первоначальном плане строительства собора. По аналогии с языческими башнями планировалось строительство двух одинаковых по высоте южной и северной башен."
Вот чото не похожа модель-то совсем на нынешний вид. И башен вроде всего две, а не четыре. Может это как раз модель первого храма? Туман.
Первый ярус южной башни был завершен в 1404 г. "Так как первоначальные планы строительства не могли быть реализованы (почему, интересно), то в 1409 г. пришлось многое из построенного снести. Но уже в том же году... работы были возобновлены... 10 октября 1433 года Ганс фон Прахатиц (архитектор) венчает шпиль башни крестом."
Здесь какие-то непонятки у меня с крестом. Собственно никто не отрицает, что на шпиле собора красовался так называемый "Лунный свет", про который нам крамольный академик все уши прожужжал. Ну не соврал). Был такой. Вот как он там оказался и почему - туман. На упомянутом сайте что-то про удар молнии по шпилю в начале 16-го века и такое утверждение: "Обе стороны говорят легенды, что знак был установлен по просьбе султана Сулеймана после первой турецкой осады башни." В смысле и австрийские и турецкие легеды говорят в один голос. А почему установлен-то? По просьбе? Ага, уж так просил-так просил)).
"Стены продольного нефа возводились вокруг романских стен. Благодаря этому службы внутри собора могли проводиться беспрепятственно. только после окончательной постройки готических стен главный романский неф был снесен." (Знакомые технологии. Привет флорентийской Репарате, ага. Кстати, там тоже колокольню сначала построили, а потом уже храм)
"В 1446 году мастер Ганс Пухсбаум приступает к строительству свода собора". Крыша была завершена в 1474 г. Видимо, службы без крыши не проводили все-таки? Последующие 30 лет?
В 1450 г. начинается постройка северной башни. Есть легенды, что из-за кислого вина в связующем растворе строительство пришлось остановить на 17 лет. И камни начала строительства торжественно клали дважды: Фридрих III в 1450 и епископ Пассау 2 июня 1467 г. (какая точность в дате, но не в имени епископа)
В 1511 г. строительство башни прекращается. Денег нету, с турками напряженка, религиозные волнения, реформация всякая...
В 1578 г. поставили на недострое "шпиль в стиле ренессанс, используя готические элементы".
"После победы истинной веры над лжеучениями, согласно тогдашним представлениям, собор подвергся перестройке в стиле барокко, которая проходила в два этапа" начиная с 1647 г. Про истинную веру и лжеучения я не очень поняла, но углубляться неохота.
**Тут совершенно замечательно звучит фраза из итальянской книжки: "Во все времена, особенно в разгар появления религий разных конфессий было принято украшать храмы, вот и этот готический собор может гордиться большим количеством бесценных художественных произведений (в основном в стиле барокко)". Очень двусмысленно, особенно для незнакомых досконально с историей "религий разных конфессий".**
Фраза "В 1699 году во время Реформации, с присущей ей недооценкой ценности реликвий,... была снесена сокровищница церковных реликвий" заствляет меня еще больше запутываться в истинах, конфессиях и победах. Кто кого и когда победил-то?
"В 1683 г. во время второй осады Вены турками, собор сильно пострадал, явившись мишенью для турецких пушечных ядер. Около 1000 из них достигло своей цели."
Про этапы восстановления после турецкого ущерба не сообщается. Дальше описываются перепитии с кладбищем (видимо оно было около), вроде бы в 1732 г. его закрыли и начали хоронить в катакомбах под собором и площадью. В 1782 перестали.
"Во время войн с Наполеоном (1809 г) сам собор и интерьер сильно пострадали." Где-то я прочла, что там французы устроили конюшню и еще что-то не слишком потребное.
Дальше интересное про 19-й век:
"За прошедшие века собор пришел в запущенное состояние, но благодаря возросшему в XIX веке интересу к памятникам старины архитектуре собора было уделено особое внимание. Стремясь соблюсти единство стиля и одновременно сохранить существующее здание собора, зодчий Фридрих фон Шмидт придал собору замечательный облик... В ходе перестройки собора в 1853 г. был завершен фронтон продольного нефа, а в период с 1838 по 1860 гг старый шпиль южной башни был снесен и на его месте построен новый. До этого только так называемый "Фридрихсгибель" - фронтон, находящийся над Зингерскими вратами, был выполнен в скульптурной форме, остальные же являлись лишь живописным изображением на полях фронтонов. В период с 1859 по 1887 гг. собор украшали витражи, выполненные в неоготическом стиле. В 1945 г. они были полностью разрушены... К началу нового столетия были начаты реставрационные работы над романским западным фасадом и Большими вратами."
Еще про реставрацию:
"Фасад собора украшен многочисленными статуями, которые являются в основном копиями, выполненными в прошлом веке. Оригиналы хранятся в Историческом музее Вены."
"В 1417 году башню украшали большие часы, которые в ходе реставрационных работ 1860-1861 гг. были убраны... По окнчании реставрационных работ 1862-1864 гг. башню так и оставили без часов."
Ну и после второй мировой еще 10 лет восстанавливали разрушенное и утраченное....