mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про дни, пути и шествия - 2

Чтение разных вик на тему "рогаток" оказалось весьма занятным.



Перевод термина:
Дни разгула (Rogation days), главный розыгрыш (major rogation), второстепенные розыгрыши (minor rogations), великое преступление (major rogation) (вики-а)

Там, в вики-а же дано другое чудесное название:
"Это было также известно как «бандитский день (Gang-day)», по староанглийскому названию «хождения (going)» или «прогулки (walking)»."

Подлоги (rogazioni), Мелкие ограбления (Rogazioni minori), малые Рогатии, разбойки, Основные мошенничества (Rogazioni maggiori) (вики-итал)

Рогаты, мошенничества (вики-фр.)


У немцев рогатки называются по-своему и потому безобразий не вызывают.
Зато у них свои проблемы перевода.

"Молитвенные дни (Bitttage) (лат. Rogationes или litaniae minores, kleine Litaneien) - это дни молитвы и крестного хода перед праздником Вознесения Христова (Fest Christi Himmelfahrt).
Неделя, в которой лежат дни прошения, также называется неделей хождения (Gangwoche), неделей молитв (Betwoche), неделей молитв (Bittwoche) или неделей креста (Kreuzwoche), потому что в эти дни крест несли перед процессиями".

Также проходили коридорные шествия (Flurprozessionen), Коридоры (Flurumgänge), молитвенные шествия (Bittprozessionen), называемые молитвенными парадами (Bittgang).

Flur:
коридор (Korridor, Gang, Durchgang, Flur, Laufgang), передняя, прихожая, холл, вестибюль, сени, (лестничная) площадка (Treppenabsatz, Flur, Podest)


Мне нравится подест(а) в качестве (лестничной) площадки)).
Но непонятно, чем заменить коридор.

Заметна связь между английским, немецким и шведским вторичными терминами.

Французская Робигалия (Robigalia) у немцев и итальянцев именуются Амбарвалией (Ambarvalia).

Уточнение:

"Амбарвалия (лат. Ambarvalia) ― древнеримский праздник, во время которого проводились ритуалы в честь богини урожая и плодородия Цереры. Проходил 29 мая.
Во время празднования римляне приносили в жертву быка, свинью и овцу, которых перед закланием трижды проводили вокруг поля. Отсюда праздник, как предполагается, и получил свое имя: от ambio ― обхожу кругом и arvum ― поле. Жертва по-латински называлась suovetaurilia.

Название «Ambarvalia» представляется преимущественно городским обозначением. Альманахи римских фермеров (menologia rustica) описывают это событие формулировкой «segetes lustrantur» («урожай очищен»).

Жозеф Скалигер в своих заметках о Сексте Помпее Фесте отождествляет амбарвалию с праздником амбурбия. Многочисленные другие общины Апеннинского полуострова имели подобные же обряды с разными названиями."


Киргуду-кир-бумбия. Прошу прощения.
Жозеф-Иосиф и тут отметился.
Не буду углубляться в источники, немцы, например, честно их указали в книжке 1894 года, вроде бы.

Про того, кто заменил Амбарвалию рогатками пишут только итальянцы.

"Эта идолопоклонническая практика прекратилась, когда папа Либерий (325–366) превратил ее в христианский обряд."

И сместил на месяц раньше. Или это не он?

Все эти шествия, но возможно, только малые, имели (во всех виках) обязательную характеристику выхода в поля и фиолетовый (лиловый, иногда г-переводимый как пурпурный) цвет одеяний священников.
Не задаваясь вопросом, откуда в средневековье фиолетовые красители и вообще понятие фиолетового цвета, ответ на вопрос, почему именно violet, можно узнать у немцев:

"Бедствие, в том числе из-за штормов, понималось как следствие вины человека. Таким образом, дни молитв (Die Bitttage) носят покаянный характер, литургический цвет - пурпурный (violett, фиолетовый, лиловый)."

Также немцы сообщают про некие законы.

"Они (шествия по полям) также могут быть связаны с германскими правовыми обычаями, согласно которым каждый землевладелец должен был объезжать свою собственность один раз в год, чтобы сохранить право собственности."

Англы темнят:

"Общей чертой Рогатских дней в прежние времена была церемония преодоления границ (beating the bounds), во время которой процессия прихожан во главе с министром, церковным старостой и певчими (minister, churchwarden, and choirboys) проходила вокруг границы своего прихода"

Итальянцы ничего не знают про границы как бы:

"Маршрут, который начинался еще в 5-6 часов утра и мог разворачиваться на несколько километров, был спроектирован так, чтобы была видна вся территория прихода, хотя и издалека.

Отправной точкой всегда была приходская церковь, но каждый день следовали другим путем, который достигал заранее определенной точки, значительного места на территории прихода посреди полей."


Тут, в связи с временнОй неопределенностью, непонятно, ходили ли они, чтобы обозначить свои границы или наоборот, чтобы продекларировать свободу хождения.
Что-то такое в Англии существует, не знаю, связано ли это как-нибудь с огораживанием, а уточнять лень.

Даты, кроме древних, упоминаются современные. Кто-то что-то возродил, рекомендовал, оставил на усмотрение местных и т.д.

Более-менее правдоподобное приводится все у тех же немцев:

"Король Вюртемберга Вильгельм I также предложил праздник с молением об урожае (Feiertag mit Erntebittgottesdiensten) в голодные 1815–1817 годы, который отмечался во всей Евангелической церкви в Вюртемберге и продолжается сегодня как фестиваль местного сообщества, например в Хонхардте.

В Дании день запроса (Bitttag) по-прежнему является национальным праздником (ранее также в Норвегии и Исландии). Этот праздник, Store Bededag, всегда бывает четвертой пятницей после Пасхи."


Ну и англы не могли удержаться от  древних дат, красочных деталей и шпилек в сторону католиков.


"Считается, что церемонии Дня Рогатинга на Британских островах появились в 7 веке.
Самый старый из известных текстов Сарума (Sarum text) о Днях разоблачения датируется примерно 1173–1220 годами.
В нем описываются празднования на юге Англии, во время которых шествия возглавляли члены общины со знаменами (?banners), изображавшими различных библейских персонажей.

Во главе процессии был дракон, представляющий Понтия Пилата, за которым должен был следовать лев, представляющий Христа.
После этого шли изображения святых, которых несла остальная часть собравшихся.

Тексты Сарума 13 и 15 веков показывают, что дракон был в конечном итоге перемещен в тыл процессии, а лев занял место впереди.
Иллюстрации процессии начала XVI века показывают, что порядок был снова изменен, на этот раз также показаны носители реликвариев и ладана.

Еще до того, как религиозные чувства обратились к пуританским, существовали опасения по поводу отсутствия благочестия на таких мероприятиях.

Рогатские шествия продолжались в постреформационной англиканской церкви, как и раньше, и англиканских священников поощряли собирать свои общины для межприходских шествий (inter-parish processions).

Псалмы 103 и 104 пелись, чтобы напомнить людям о проклятиях, которыми Библия угрожала тем, кто нарушал сельскохозяйственные границы.

Любые римско-католические изображения или иконы были запрещены на шествиях. Тогдашний архидиакон Эссекса, Гриндаль Лондонский, просил церковь явно обозначить эту традицию как обход границ прихода (perambulation of the parish boundaries) (выход за границы), чтобы еще больше отделить ее от итальянской литургии.

В книге Second Tome of Homelys, было ясно указано, что английский Rogation должен помнить город и другие общинные границы (was to remember town and other communal boundaries) в социальном и историческом контексте, с дополнительным акцентом на стабильности, полученной от законных границ.

Хотя официально было приказано, чтобы все собрание присутствовало, епископы начали призывать своих священников приглашать только пожилых и более набожных мужчин. Они считали, что это остановит пьяный разгул в тех епархиях, где протестантизм еще не укрепился.

Новая, протестантская, версия дней рогатона стала такой неотъемлемой частью церковной жизни, что эта традиция была даже перенесена в Америку британскими колонистами на Ямайку, Барбадос и в Южную Каролину."


В итоге:

"Реформа литургического календаря для латинских католиков в 1969 году делегировала учреждение Дней Рогатинга (Rogation Days), наряду с Днями Эмбера (Ember Days), епископским конференциям. Их соблюдение в Латинской церкви впоследствии снизилось, но несколько возродилось с 1988 года (когда Папа Иоанн Павел II издал указ Ecclesia Dei Adflicta) и особенно с 2007 года (когда Папа Бенедикт XVI издал свой motu proprio под названием Summorum Pontificum), где использование старых обрядов поощрялось."

Эти Амбарвалии Дни Амбера Эмбера  тоже чудесны))

Tags: слова, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про генеалогию и фабрику

    Еще немного про Карабановых Генеалогия. Русский дворянский род, восходящий к началу XVI в. и, судя по гербу, относящийся к потомкам касожского…

  • про статью и коллекционера

    Чудесная статья из интереснейшего сборника. С темой для нового северного полюса). Первое, что цепляет, это личность…

  • про воспоминание про одну картину

    Ладно, уговорили). В этот день 9 лет назад Св. Иероним, Леонардо да Винчи, ок. 1480, темпера на дереве, 103х75см. Картинка отсюда "…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments