mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про литературу и литераторов - 2

Про Батлеров.

Сэмюэл Батлер (англ. Samuel Butler; крещён в феврале 1613 — 25 сентября 1680) — английский поэт-сатирик эпохи Реставрации, яркий представитель литературы классицизма.



Точная дата его рождения неизвестна, но есть документальные доказательства даты его крещения.
Получил образование в королевской школе Вустера.
В ранней молодости находился в услужении у графини Кентской.
После Реставрации Стюартов он стал секретарём Ричарда Воэна, лорда-президента Уэльса.
Хорошо знал бытовую сторону жизни аристократов и высмеивал её в своих произведениях.

Огромной популярностью в XVII—XVIII веках пользовалась длинная ироикомическая поэма Батлера «Гудибрас» (1663—1678).
Хотя при дворе Стюартов поэма разошлась на цитаты, Батлер не занял позиции придворного поэта и умер в крайне стеснённых материальных обстоятельствах в городе Лондоне.




Сэмюэл Батлер родился в Стреншеме, Вустершир, и был сыном фермера и церковного старосты, которого также звали Сэмюэл.


С документальными доказательствами не все так просто):

"Датой крещения Батлера Тредуэй Рассел Нэш в его издании Hudibras 1793 года указал 8 февраля. ... ее повторяли многие писатели и редакторы.
Тем не менее, в приходском реестре Стреншема записано за 1612 год: «Предмет (Item) был окрещен Самуэллом Батлером, сыном Самуэлла Батлера, xiiij февраля (xiiijth of February) anno ut supra».
День леди, 25 марта, был Новым годом в Англии в то время, поэтому годом его крещения стал 1613 год, в соответствии с изменением начала года по Календарному закону 1750 года.
Нэш также утверждает в своем издании Hudibras 1793 года, что отец Батлера собственноручно внес в реестр крещение своего сына, это ошибка, которая также повторялась в более поздних публикациях; однако запись явно была написана другой рукой".


Сведения и публикация Нэша - конец 18 века, через сто лет после смерти Батлера.
Уточнения про даты и руки взяты из статьи 1966 года.
В Биографическом словаре 1910 года ничего не говорится про дни, а год рождения указан 1612.
То ли про разницу в датах-летоисчислениях еще никто не знал, то ли что.


"Батлер вырос в семье сэра Уильяма Рассела из Стреншема и стал его клерком (clerk). «Когда он был еще мальчиком, он наблюдал и размышлял над каждой вещью, которую он говорил или делал, и оценивал (censure), это хорошо или плохо. Он никогда не учился в университете по предполагаемой причине».

Он также пробовал свои силы в живописи, но, как сообщается, у него не очень хорошо получалось; один из его редакторов сообщил, что «его картины служили для закрытия окон и экономии налогов» (на оконном стекле). И наоборот, Джон Обри, который достаточно хорошо знал Батлера, чтобы быть одним из носильщиков его гроба, писал, что «однажды он думал, что сделает живопись своей профессией».
Он изучал право, но не практиковал."


Сын фермера, не получивший хорошего образования, ставший секретарем лорда-президента, написал книгу, высмеивающую аристократов, растащенную на цитаты.
Бывает, да.


"Батлер, как полагают, работал у герцога Бекингема летом 1670 года и сопровождал его в дипломатической миссии во Франции.
Батлер также получил финансовую поддержку в виде гранта от короля Карла II.
В конце своей жизни Батлер жил в доме на теперь частично разрушенной Роуз-стрит, к западу от Ковент-Гарден. Умер от чахотки 25 сентября 1680 года"

"Худибрас направлен против религиозного сектантства. Стихотворение было очень популярно в свое время, и некоторые его фразы вошли в словарь.
Худибрас много раз переиздавался за столетия после смерти Батлера. Два из наиболее примечательных изданий - это те, которые редактировали Закери Грей (1744) и Тредуэй Рассел Нэш (1793).
Стандартное издание работы редактировал Джон Вилдерс (1967).

Большинство других его сочинений никогда не публиковалось до тех пор, пока они не были собраны и опубликованы Робертом Тьером в 1759 году.
Его предполагаемая нехватка денег в более позднем возрасте странна, поскольку у него было множество неопубликованных работ, которые могли бы принести ему доход, включая набор набросков персонажей Теофрастана, которые не печатались до 1759 года.
Многие другие работы сомнительно приписываются ему".


В словарной статье 1910 года указаны только издания Худибраса 1813 (3 т.) и 1893 (2 т.).
Про приятеля, Джона Обри, тоже узнала много чудесного, да.


Другой Батлер.

"Сэ́мюэл Ба́тлер (Samuel Butler, 4 декабря 1835, Лангар, Ноттингемшир — 18 июня 1902, Лондон) — английский писатель и переводчик, художник, один из классиков викторианской литературы.

Сын и внук священников. Закончил Кембриджский университет в 1858 году. Увлёкся музыкой и рисованием.

Порвав с отцом, в 1859—1864 годах жил в Новой Зеландии, разводил овец. Стал горячим приверженцем дарвинизма.
Вернувшись в Англию, занялся литературой и живописью, жил отшельником. Путешествовал по Италии и Сицилии. Выставлял картины в Королевской Академии, писал об итальянском искусстве.
Ни литературного, ни художнического успеха не имел, хотя его прозу высоко ценили Форстер и Шоу, а позднее Джойс, Лоренс, Олдос Хаксли, Моэм, Джордж Оруэлл.

Автор утопических романов «Едгин» (1872, без имени автора; название — анаграмма слова нигде) и «Возвращение в Едгин» (1901), представляющих критическую пародию на общество Викторианской эпохи.

Перевёл поэмы Гомера, выступал по гомеровскому и шекспировскому вопросу; в частности, он выдвинул гипотезу, что автором «Одиссеи» могла быть женщина (затем её развил Роберт Грейвс).

Перу Батлера принадлежит чрезвычайно откровенный автобиографический роман «Путь всякой плоти» (The Way of All Flesh), который был завершён автором в 1880-х годах, но по воле автора не был опубликован при его жизни и вышел в свет лишь в 1903 году.
Изданы также шесть томов его записных книжек, переписка. Ф. С. Фицджеральд по образцу его «Записных книжек» создал свои, а на обороте титульного листа этой книги Батлера рукою Фицджеральда сделана следующая запись: «Самый интересный человеческий документ из всех имеющихся»."


Длинная статья в англо-вики содержит занятные подробности и читается с интересом, как роман.
Без комментариев, но с сокращениями.



Его отцом был преподобный Томас Батлер, сын доктора Сэмюэля Батлера, тогдашнего директора школы Шрусбери, а затем епископа Личфилда.
Доктор Батлер был сыном торговца и происходил из рода йоменов, но его научные способности были признаны в молодом возрасте, и его отправили в Rugby и Кембридж, где он отличился.
Его единственный сын, Томас, хотел пойти во флот, но уступил давлению отца и вступил в Англиканскую церковь, в которой он провел ничем не примечательную карьеру, в отличие от карьеры своего отца.

Близкие родственники Сэмюэла создали для него гнетущую домашнюю среду (отображенную в «Пути всякой плоти»).
Томас Батлер, по словам одного критика, «чтобы компенсировать то, что был раболепным сыном, стал отцом-хулиганом».

Отношения Сэмюэла Батлера с родителями, особенно с отцом, были в значительной степени антагонистическими.
Его образование началось дома и включало частые избиения, что было не редкостью в то время.
Позже Самуэль писал, что его родители были «жестокими и глупыми по натуре».

Под влиянием родителей он взял курс на то, чтобы последовать за своим отцом в священство.
Его отправили в Шрусбери в возрасте двенадцати лет, где он не наслаждался тяжелой жизнью под руководством тогдашнего директора Бенджамина Холла Кеннеди, которого он позже нарисовал как «доктора Скиннера» в «Пути всей плоти».
Затем в 1854 году он поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже, где в 1858 году получил первый диплом по классике.

После Кембриджа он переехал жить в малообеспеченный приход в Лондоне в 1858–1859 гг. в качестве подготовки к рукоположению в англиканское духовенство; там он обнаружил, что крещение младенцев не имеет видимого значения для морали и поведения его сверстников, и начал сомневаться в своей вере.
Этот опыт позже послужит источником вдохновения для его работы «Fair Haven».

В результате он эмигрировал в сентябре 1859 года на корабле «Римский император (Roman Emperor)» в Новую Зеландию.
Батлер отправился туда, как и многие ранние британские поселенцы привилегированного происхождения, чтобы как можно больше дистанцироваться от своей семьи.
Он получил приличную прибыль, продав свою ферму, но главным достижением его времени были черновики и исходный материал. для большей части его шедевра Эревон (Erewhon, нигде).

В 1863 году, через четыре года после того, как Дарвин опубликовал «Происхождение видов», редактор новозеландской газеты «Пресс» опубликовал письмо Батлера с заголовком «Дарвин среди машин», но подписанное Cellarius (q.v.). Он сравнивает эволюцию человека с эволюцией машин, предсказывая, что машины в конечном итоге заменят людей в господстве над землей.

Батлер также провел время, критикуя Дарвина, отчасти потому, что он (живший в тени предыдущего Сэмюэля Батлера) считал, что Дарвин недостаточно признал вклад своего деда Эразма Дарвина в его теорию.

Батлер вернулся в Англию в 1864 году, поселившись в комнатах в Clifford's Inn (недалеко от Флит-стрит), где он прожил до конца своей жизни.

В 1872 году утопический роман «Эревон» появился анонимно, что вызвало некоторые предположения относительно личности автора.
Когда Батлер открыл себя, Эревон сделал его известной фигурой больше из-за этих предположений, чем из-за его литературных достоинств, которые неоспоримы.

Он потерял деньги, вложив деньги в канадскую пароходную компанию и в Канадскую компанию по дубильному экстракту, в которой он и его друг Чарльз Паули были назначены номинальными директорами.

В 1839 году его дед оставил собственность Сэмюэлю в Уайтхолле в аббатстве Форегейт, Шрусбери, при условии, что он переживет своего отца и свою тетю.
Тетя умерла в 1880 году, а смерть отца в 1886 году решила его финансовые проблемы на последние 16 лет его собственной жизни.

Земля в Уайтхолле была продана под жилищную застройку; он проложил и назвал четыре дороги - Бишоп-стрит и Кэнон-стрит в честь канцелярских титулов его деда и отца, Клиффорд-стрит в честь его лондонского дома и Альфред-стрит в благодарность своему клерку.

Когда в 1870-х годах его старая школа в Шрусбери предложила переехать в Уайтхолл, Батлер публично выступил против этого, и школа в конечном итоге переехала на другое место.

Батлер развлекался, отдыхая в Италии каждое лето и, находясь там, создавая свои работы об итальянском пейзаже и искусстве.
Его пристальный интерес к искусству Сакри Монти отражен в "Альпах и Святилищах Пьемонта и кантона Тичино" (1881) и "Ex Voto" (1888).

Его полуавтобиографический роман «Путь всякой плоти (The Way of All Flesh)» не появлялся в печати до его смерти, так как в то время он считал его тон сатирической атаки на викторианскую мораль слишком спорным.

Батлер никогда не был женат, хотя в течение многих лет он регулярно навещал женщину, Люси Дюма (Lucie Dumas). Он «имел склонность к сильной мужской дружбе, что отражено в некоторых его работах».

Его первая значительная мужская дружба была с молодым Чарльзом Паули, сыном немецкого бизнесмена из Лондона, которого Батлер встретил в Новой Зеландии; они вместе вернулись в Англию в 1864 году и сняли соседние апартаменты в Клиффордс Инн.
Батлер получил большую прибыль от продажи своей новозеландской фермы и взял на себя обязательство финансировать изучение права Паули, выплачивая ему регулярную пенсию, что продолжал делать еще долго после того, как дружба остыла, пока сам не потратил все свои сбережения.
После смерти Паули в 1892 году Батлер был потрясен, узнав, что тот извлек выгоду из аналогичных договоренностей с другими мужчинами и умер богатым, но не оставил Батлеру ничего в своем завещании.

После 1878 года Батлер подружился с Генри Фестингом Джонсом, которого убедил бросить работу солиситора и стать его личным литературным помощником и попутчиком с зарплатой 200 фунтов в год. Хотя Джонс жил в собственном доме в Barnard's Inn, двое мужчин виделись ежедневно до самой смерти Батлера в 1902 году, работая вместе над музыкой и сочиняя проекты днем, а по вечерам посещая концерты и театры; они также часто вместе гастролировали по Италии и другим любимым уголкам Европы.

После смерти Батлера Джонс отредактировал его записные книжки для публикации и опубликовал свою собственную биографию Батлера в 1919 году.

Начиная с Малкольма Маггериджа в книге «Серьезный атеист: исследование Сэмюэля Батлера» (1936), ряд литературных критиков обсуждали сублимированную или подавляемую гомосексуальность Батлера, сравнивая его пожизненную позу «воплощенного холостяка» с очень похожей холостяцкой жизнью его современников.

Батлер разработал теорию о том, что Одиссея написана пером молодой сицилийской женщины и что сцены поэмы отражают побережье Сицилии (особенно территорию Трапани) и близлежащие острова.
Свои доказательства в пользу этой теории он описал в «Создательнице Одиссеи» (1897 г.), а также во введении и сносках к его прозаическому переводу «Одиссеи» (1900 г.).

Батлер перевел «Илиаду» (1898 г.).
Среди других его работ - «Пересмотренные сонеты Шекспира» (1899), теория о том, что сонеты Шекспира, если их переставить, рассказывают историю о гомосексуальных отношениях.
Английский писатель Олдос Хаксли признал влияние Эревона на его роман «О дивный новый мир».

Батлер не принадлежал к литературной школе и не имел последователей при жизни.
Серьезно, но любительски изучал предметы, которыми он занимался, особенно религиозную ортодоксию и эволюционное мышление, его противоречивые утверждения фактически закрывали его от обеих противоборствующих фракций церкви и науки, которые сыграли такую ​​большую роль в поздней викторианской культурной жизни: в те дни человек был либо религиозным, либо дарвинистом, но он не был ни тем, ни другим.

В сборнике эссе, опубликованном после его смерти, под названием Бог Известный и Бог Неизвестный, Сэмюэл Батлер доказывал существование единого телесного божества и утверждал, что вера в бестелесное божество по сути то же самое, что атеизм.
Он утверждал, что это «тело» Бога на самом деле состоит из тел всех живых существ на Земле, и это убеждение можно классифицировать как «панзоизм».
Позже он изменил свои взгляды и решил, что Бог состоит не только из всего живого, но и из всех неживых существ.

Батлер принял эволюцию, но отверг теорию естественного отбора Чарльза Дарвина.
В своей книге «Эволюция, старое и новое» (1879) он обвинил Дарвина в большом заимствовании у Буффона, Эразма Дарвина и Ламарка, при этом преуменьшая эти влияния и придавая им мало значения.

«Путь всякой плоти» был опубликован после смерти Батлера его литературным душеприказчиком Р. Стритфейлдом в 1903 году.
Однако эта версия во многом изменила текст Батлера и сократила важный материал.
Рукопись была отредактирована Дэниелом Ф. Ховардом под названием «Эрнест Понтифекс (Ernest Pontifex) или Путь всякой плоти» (оригинальное название Батлера) и впервые опубликована в 1964 году.

Tags: история, люди, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • (no subject)

    Уговаривают вспомнить всё) 2013-03-21 В путеводителе "Золотая книга. Верона", изданном в Италии в 2011 году, написано русским по-белому,…

  • про залежи

    В смысле, про разборки залежей опять). Нефть, сибирская, начало. Березово, конец 50-х.

  • (no subject)

    Тут некоторые в ближайшем окружении внезапно совсем нюх потеряли. В смысле запахов не чувствуют. Возрастающая неопределенность, да. Ждем-с.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    Уговаривают вспомнить всё) 2013-03-21 В путеводителе "Золотая книга. Верона", изданном в Италии в 2011 году, написано русским по-белому,…

  • про залежи

    В смысле, про разборки залежей опять). Нефть, сибирская, начало. Березово, конец 50-х.

  • (no subject)

    Тут некоторые в ближайшем окружении внезапно совсем нюх потеряли. В смысле запахов не чувствуют. Возрастающая неопределенность, да. Ждем-с.