mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про литературу и литераторов - 3

Название (Худибрас) происходит от имени рыцаря в «Королеве фей» Эдмунда Спенсера (Edmund Spenser, 1552/1553 – 1599).
Спенсер, в свою очередь, вероятно, взял имя от легендарного короля бриттов Руда Худа Худибраса.

Посмотрим, куда это может завести))



Руд Худ Худибрас (Rud Hud Hudibras) (валлийский: Run baladr bras) был легендарным королем бриттов, о котором рассказал Джеффри Монмутский.

Руд Худ Худибрас стал королем после смерти своего отца Лейла (Leil) и правил 39 лет, положив конец гражданской войне и восстановив мир в королевстве.
Во время своего правления он основал Kaerreint, позже переименованный англами в Кентербери.
Также говорят, что он основал Каергенит (Kaerguenit) (Винчестер) и Замок Паладур (Paladur Castle) (Шафтсбери).
Ему наследовал его сын Бладуд.

Джеффри помещает правление Руда Худа Худибраса в то время, когда Капис (Capys) был царем в Алба Лонге (Alba Longa), а Аггей, Амос, Иоиль и Азария (Haggai, Amos, Joel, and Azariah) пророчествовали в Израиле. Аггей начал свое служение около 520 г. до н.э., в то время как Амос, как говорят, пророчествовал во время правления Озии Иудейского (Uzziah of Judah) и Иеровоама II (Jeroboam II), вероятно, около 760 г. до н.э.

*
На русском имя короля пишется как Руд Гуд Гудибрас , в очередной раз демонстрируя вариации Г-Х-б\б.
Почему Руд, а не Рад, Худ, а не Гад, или вообще Рад Ад Удибрас, непонятно).


***
Брут, или Брут из Трои (Brutus, or Brute of Troy), - легендарный потомок троянского героя Энея, известный в средневековой британской истории как одноименный основатель и первый король Британии.
Эта легенда впервые появляется в Historia Brittonum, анонимном историческом сборнике 9-го века, к которому Ненний добавил комментарий, но лучше всего известна из рассказа хроникера 12-го века Джеффри Монмута в его Historia Regum Britanniae.

Брут переименовывает остров в свою честь и становится его первым королем.
Кориней (Corineus) становится правителем Корнуолла, который назван в его честь.
Их преследуют гиганты во время праздника, но гигантов убивают всех, кроме лидера, самого большого гиганта Гоэмагота (Goemagot, Гогамагога), которого спасают для борьбы с Коринеем. Коринеус бросает его насмерть со скалы.

Затем Брут основывает город на берегу Темзы, который он называет Троя-Нова (Troia Nova), или Новая Троя (New Troy).
Название со временем искажено на Триновантум (Trinovantum), и город позже стал называться Лондоном.
После смерти он был похоронен в Триновантуме, а остров разделен между его тремя сыновьями: Локрином (Locrinus) (Англия), Альбанактусом (Albanactus) (Шотландия) и Камбером (Kamber) (Уэльс).

Ранние переводы и адаптации Historia Джеффри были названы в честь Брута, а слово brut стало обозначать хронику британской истории.

Одна из нескольких средневаллийских адаптаций была названа Brut y Brenhinedd («Хроники королей»).
Brut y Tywysogion («Хроники князей»), основная хроника валлийских правителей с VII века до потери независимости, представляет собой чисто историческое произведение, не содержащее легендарного материала, но название отражает влияние работ Джеффри.

Основополагающий миф о том, что Брут поселился в Британии, все еще считался подлинной историей в период раннего Нового времени, например, в «Хрониках» Холиншеда (1577 г.) миф о Бруте считается фактом.

Английский поэт 18-го века Хильдебранд Якоб написал о нем эпическую поэму «Брут Троян, основатель Британской империи», следуя традициям римского эпоса «Энеида».

*
А в 18 считался, нет?

***
Historia regum Britanniae (История королей Британии), первоначально называвшаяся De gestis Britonum (О деяниях бриттов), представляет собой псевдоисторический отчет о британской истории, написанный около 1136 года Джеффри Монмутским. В нем рассказывается о жизни королей бриттов на протяжении двух тысяч лет, начиная с троянцев, основавших британскую нацию, и до тех пор, пока англосаксы не взяли под свой контроль большую часть Британии примерно в 7 веке.


*
Джеффри по-русски именутся Гальфридом.
И это он придумал короля Лира и Мерлина с Артуром)).


Га́льфрид Мо́нмутский (лат. Galfridus Monemutensis, также Monmutensis, Monemuthensis, валл. Sieffre o Fynwy, Gruffydd ap Arthur, англ. Geoffrey of Monmouth) (около 1100 — 1154/1155) — священник и писатель, сыгравший важную роль в развитии истории в Британии и заложивший основы артуровской традиции в известном сегодня виде.

Место рождения Гальфрида неизвестно, но не исключено, что это был Монмут, город на юго-востоке Уэльса возле границы с Англией.

«История» была быстро переведена на нормандский в стихах Васом («Роман о Бруте») в 1155 году.
Версия Васа была переведена на среднеанглийский в стихах Лайамоном («Брут») в начале XIII столетия.
Во второй четверти XIII века Вильям Реннский представил латинскую версию «Истории» в стихах («Gesta Regum Britanniae»).
Материалы из Гальфрида были включены во множество англонормандских и среднеанглийских прозаических компиляций исторических материалов начиная с XIII века.


Гальфрид утверждает, что источником его труда послужила «некая весьма древняя книга на языке бриттов» (Britannici sermonis librum vetustissimum), которую ему якобы вручил Уолтер Оксфордский, однако в самом существовании этой книги большинство учёных сомневаются.

К концу XIII столетия существовало несколько различных прозаических переводов Гальфрида на валлийский, вместе известных как «Brut y Brenhinedd» («Хроника королей»).

Археолог Уильям Флиндерс Питри выдвинул в 1917 году предположение, что один из вариантов «Brut y Brenhinedd», так называемый «Brut Tysilio», является той самой древней книгой на языке бриттов, на которую ссылается Гальфрид, однако в самой книге утверждается, что она была переведена Уолтером Оксфордским с латыни на основании его собственного более раннего перевода с валлийского на латынь.

Труд Гальфрида имеет большое значение, так как он привнес валлийскую культуру в британское общество и сделал её приемлемой. Также он содержит первое упоминание короля Лира и первое подробное жизнеописание короля Артура.


*
Никто еще не запутался в переводах туда-сюда?))


Двести пятнадцать средневековых рукописей Historia сохранились.
Даже среди самых ранних рукописей можно выделить большое количество текстовых вариантов.
Некоторые варианты могут быть связаны с «авторскими» дополнениями к различным ранним копиям, но, скорее всего, отражают ранние попытки изменить, добавить или отредактировать текст.
К сожалению, задача распутать эти варианты и установить исходный текст Джеффри долгая и сложная, а масштабы трудностей, связанных с текстом, были установлены только недавно.

Вариант названия Historia regum Britanniae был введен в средние века, и это стало наиболее распространенной формой в современный период.
Однако критическое издание работы, опубликованное в 2007 году, продемонстрировало, что в наиболее точных рукописях произведение упоминается как De gestis Britonum, и что это было название, которое сам Джеффри использовал для обозначения работы.

*
В 1929 году насчитывалось 186 рукописей Гальфрида-Джофри, теперь их 215. Работают люди))


***
В «Истории королей» почти не содержится собственно исторических сведений, и уже в 1190 году Уильям Ньюбургский писал: «Совершенно ясно, что все, написанное этим человеком об Артуре и его наследниках, да и его предшественниках от Вортигерна, было придумано отчасти им самим, отчасти другими — либо из неуёмной любви ко лжи, либо чтобы потешить бриттов».

В течение многих столетий «История» воспринималась как подлинная хроника, невзирая на то, что её историко-мифологическую концепцию подвергали обоснованной критике хронист Уильям Мальмсберийский в «Истории английских королей» (XII в.), а также учёный-гуманист, настоятель аббатства в Сент-Олбансе Джон Уитхэмстед (1392-1465) в труде «Житница знаменитых мужей» (Granarium de viris illustribus).

Популярные в XVI столетии «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда содержат немало материалов из сочинения Гальфрида.

Современные историки воспринимают «Историю королей Британии» как по большей части художественную работу, содержащую некоторую фактическую информацию.
Джон Моррис в своей книге «Век Артура» называет её «преднамеренной мистификацией», хотя он основывает это утверждение на том, что ошибочно идентифицирует архидиакона Уолтера Оксфордского с сатирическим писателем Уолтером Мапом, жившим на столетие позже.

*
Сто лет туда, сто лет сюда, какая, собственно, разница?))

Это еще не все дебри, куда можно завестись)))

Tags: история, люди, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про художника и портреты

    Johann Zoffany. Charles Townley in his Sculpture Gallery.1782 Towneley Park Дабы закончить с изучением художника Цоффани). Английские дворяне и…

  • про художника и разнообразие

    Дэвид Гаррик с женой у его Храма Шекспира, Хэмптон. около 1762 г. Yale Center for British Art Про разнообразие картин Цоффани. Картинки из…

  • про разные картины

    JOHAN JOSEPH ZOFFANY. George III (1738-1820), Queen Charlotte (1744-1818) and their Six Eldest Children. 1770 Эта картина (в отличие от более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments