Category:

про литературу и литераторов - 3

Название (Худибрас) происходит от имени рыцаря в «Королеве фей» Эдмунда Спенсера (Edmund Spenser, 1552/1553 – 1599).
Спенсер, в свою очередь, вероятно, взял имя от легендарного короля бриттов Руда Худа Худибраса.

Посмотрим, куда это может завести))



Руд Худ Худибрас (Rud Hud Hudibras) (валлийский: Run baladr bras) был легендарным королем бриттов, о котором рассказал Джеффри Монмутский.

Руд Худ Худибрас стал королем после смерти своего отца Лейла (Leil) и правил 39 лет, положив конец гражданской войне и восстановив мир в королевстве.
Во время своего правления он основал Kaerreint, позже переименованный англами в Кентербери.
Также говорят, что он основал Каергенит (Kaerguenit) (Винчестер) и Замок Паладур (Paladur Castle) (Шафтсбери).
Ему наследовал его сын Бладуд.

Джеффри помещает правление Руда Худа Худибраса в то время, когда Капис (Capys) был царем в Алба Лонге (Alba Longa), а Аггей, Амос, Иоиль и Азария (Haggai, Amos, Joel, and Azariah) пророчествовали в Израиле. Аггей начал свое служение около 520 г. до н.э., в то время как Амос, как говорят, пророчествовал во время правления Озии Иудейского (Uzziah of Judah) и Иеровоама II (Jeroboam II), вероятно, около 760 г. до н.э.

*
На русском имя короля пишется как Руд Гуд Гудибрас , в очередной раз демонстрируя вариации Г-Х-б\б.
Почему Руд, а не Рад, Худ, а не Гад, или вообще Рад Ад Удибрас, непонятно).


***
Брут, или Брут из Трои (Brutus, or Brute of Troy), - легендарный потомок троянского героя Энея, известный в средневековой британской истории как одноименный основатель и первый король Британии.
Эта легенда впервые появляется в Historia Brittonum, анонимном историческом сборнике 9-го века, к которому Ненний добавил комментарий, но лучше всего известна из рассказа хроникера 12-го века Джеффри Монмута в его Historia Regum Britanniae.

Брут переименовывает остров в свою честь и становится его первым королем.
Кориней (Corineus) становится правителем Корнуолла, который назван в его честь.
Их преследуют гиганты во время праздника, но гигантов убивают всех, кроме лидера, самого большого гиганта Гоэмагота (Goemagot, Гогамагога), которого спасают для борьбы с Коринеем. Коринеус бросает его насмерть со скалы.

Затем Брут основывает город на берегу Темзы, который он называет Троя-Нова (Troia Nova), или Новая Троя (New Troy).
Название со временем искажено на Триновантум (Trinovantum), и город позже стал называться Лондоном.
После смерти он был похоронен в Триновантуме, а остров разделен между его тремя сыновьями: Локрином (Locrinus) (Англия), Альбанактусом (Albanactus) (Шотландия) и Камбером (Kamber) (Уэльс).

Ранние переводы и адаптации Historia Джеффри были названы в честь Брута, а слово brut стало обозначать хронику британской истории.

Одна из нескольких средневаллийских адаптаций была названа Brut y Brenhinedd («Хроники королей»).
Brut y Tywysogion («Хроники князей»), основная хроника валлийских правителей с VII века до потери независимости, представляет собой чисто историческое произведение, не содержащее легендарного материала, но название отражает влияние работ Джеффри.

Основополагающий миф о том, что Брут поселился в Британии, все еще считался подлинной историей в период раннего Нового времени, например, в «Хрониках» Холиншеда (1577 г.) миф о Бруте считается фактом.

Английский поэт 18-го века Хильдебранд Якоб написал о нем эпическую поэму «Брут Троян, основатель Британской империи», следуя традициям римского эпоса «Энеида».

*
А в 18 считался, нет?

***
Historia regum Britanniae (История королей Британии), первоначально называвшаяся De gestis Britonum (О деяниях бриттов), представляет собой псевдоисторический отчет о британской истории, написанный около 1136 года Джеффри Монмутским. В нем рассказывается о жизни королей бриттов на протяжении двух тысяч лет, начиная с троянцев, основавших британскую нацию, и до тех пор, пока англосаксы не взяли под свой контроль большую часть Британии примерно в 7 веке.


*
Джеффри по-русски именутся Гальфридом.
И это он придумал короля Лира и Мерлина с Артуром)).


Га́льфрид Мо́нмутский (лат. Galfridus Monemutensis, также Monmutensis, Monemuthensis, валл. Sieffre o Fynwy, Gruffydd ap Arthur, англ. Geoffrey of Monmouth) (около 1100 — 1154/1155) — священник и писатель, сыгравший важную роль в развитии истории в Британии и заложивший основы артуровской традиции в известном сегодня виде.

Место рождения Гальфрида неизвестно, но не исключено, что это был Монмут, город на юго-востоке Уэльса возле границы с Англией.

«История» была быстро переведена на нормандский в стихах Васом («Роман о Бруте») в 1155 году.
Версия Васа была переведена на среднеанглийский в стихах Лайамоном («Брут») в начале XIII столетия.
Во второй четверти XIII века Вильям Реннский представил латинскую версию «Истории» в стихах («Gesta Regum Britanniae»).
Материалы из Гальфрида были включены во множество англонормандских и среднеанглийских прозаических компиляций исторических материалов начиная с XIII века.


Гальфрид утверждает, что источником его труда послужила «некая весьма древняя книга на языке бриттов» (Britannici sermonis librum vetustissimum), которую ему якобы вручил Уолтер Оксфордский, однако в самом существовании этой книги большинство учёных сомневаются.

К концу XIII столетия существовало несколько различных прозаических переводов Гальфрида на валлийский, вместе известных как «Brut y Brenhinedd» («Хроника королей»).

Археолог Уильям Флиндерс Питри выдвинул в 1917 году предположение, что один из вариантов «Brut y Brenhinedd», так называемый «Brut Tysilio», является той самой древней книгой на языке бриттов, на которую ссылается Гальфрид, однако в самой книге утверждается, что она была переведена Уолтером Оксфордским с латыни на основании его собственного более раннего перевода с валлийского на латынь.

Труд Гальфрида имеет большое значение, так как он привнес валлийскую культуру в британское общество и сделал её приемлемой. Также он содержит первое упоминание короля Лира и первое подробное жизнеописание короля Артура.


*
Никто еще не запутался в переводах туда-сюда?))


Двести пятнадцать средневековых рукописей Historia сохранились.
Даже среди самых ранних рукописей можно выделить большое количество текстовых вариантов.
Некоторые варианты могут быть связаны с «авторскими» дополнениями к различным ранним копиям, но, скорее всего, отражают ранние попытки изменить, добавить или отредактировать текст.
К сожалению, задача распутать эти варианты и установить исходный текст Джеффри долгая и сложная, а масштабы трудностей, связанных с текстом, были установлены только недавно.

Вариант названия Historia regum Britanniae был введен в средние века, и это стало наиболее распространенной формой в современный период.
Однако критическое издание работы, опубликованное в 2007 году, продемонстрировало, что в наиболее точных рукописях произведение упоминается как De gestis Britonum, и что это было название, которое сам Джеффри использовал для обозначения работы.

*
В 1929 году насчитывалось 186 рукописей Гальфрида-Джофри, теперь их 215. Работают люди))


***
В «Истории королей» почти не содержится собственно исторических сведений, и уже в 1190 году Уильям Ньюбургский писал: «Совершенно ясно, что все, написанное этим человеком об Артуре и его наследниках, да и его предшественниках от Вортигерна, было придумано отчасти им самим, отчасти другими — либо из неуёмной любви ко лжи, либо чтобы потешить бриттов».

В течение многих столетий «История» воспринималась как подлинная хроника, невзирая на то, что её историко-мифологическую концепцию подвергали обоснованной критике хронист Уильям Мальмсберийский в «Истории английских королей» (XII в.), а также учёный-гуманист, настоятель аббатства в Сент-Олбансе Джон Уитхэмстед (1392-1465) в труде «Житница знаменитых мужей» (Granarium de viris illustribus).

Популярные в XVI столетии «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда содержат немало материалов из сочинения Гальфрида.

Современные историки воспринимают «Историю королей Британии» как по большей части художественную работу, содержащую некоторую фактическую информацию.
Джон Моррис в своей книге «Век Артура» называет её «преднамеренной мистификацией», хотя он основывает это утверждение на том, что ошибочно идентифицирует архидиакона Уолтера Оксфордского с сатирическим писателем Уолтером Мапом, жившим на столетие позже.

*
Сто лет туда, сто лет сюда, какая, собственно, разница?))

Это еще не все дебри, куда можно завестись)))