Может, весна близко, может, новая книжка интересная оказалась.
Книжка называется Каталог Третьяковки, том какой-то, про живопись первой половины 19 века.
Там есть пара странных произведений, приписанных некоему англичанину по фамилии Аткинсон.
Произведения изображены не целиком а фрагментом.
Описание картин чудесно и я его утащила.
Вот оно:
Аткинсон, Джон Август.
Крещение князя Владимира. 1799. Холст, масло, 551х346 см.
Куликовская битва. 1799. 553х354 см.
"Картины кат. № 17 и № 18 поступили в ГТГ [в 1931 г.] как работы неизвестного художника.
Авторство Д.-А. Аткинсона, а также история бытования картин восстановлены Н.Ю.Бахаревой.
Обе работы выполнены в 1799 по заказу Павла I для украшения Воскресенского зала Михайловского замка одновременно с полотнами Г.И.Угрюмова («Взятие Казани Иваном Грозным, «Венчание на царство Михаила Федоровича Романова»; обе - ГРМ), В.К.Шебуева («Полтавская баталия») и В.П. Причетникова («Соединение русского и турецкого флота»).
После смерти Павла I картины Аткинсона переданы в Кабинет Е.И.В., в 1826 отобраны Николаем I для размещения в Оружейной палате и московских дворцах, в марте 1827 оправлены в Москву. Впоследствии перевезены в кладовые Коломенского дворца. В 1858 полотна были реставрированы в мастерских Эрмитажа, осенью 1859 возвращены в Москву. До 1884 украшали Парадную лестницу Оружейной палаты, затем хранились в ее кладовых.
В настоящее время картины находятся в процессе реставрации. В каталоге воспроизведены их фрагменты."
Восстановление правды изложено тут:
Бахарева Н. Ю. Произведения Джона Августа Аткинсона для Михайловского замка
Страницы истории отечественного искусства. Вып. VIII. XII – первая половина XIX века. СПб.: Palace Editions, 2002.
Найти сам текст для прочтения мне не удалось((.
Поискала картинки.
С трудно формулируемым чувством обнаружила, что электронная коллекция Третьяковки содержит в себе исключительно экспонируемые экспонаты.
Ну то есть, когда все музеи стремятся выложить всю коллекцию, и даже Бритмузей озаботился наконец выкладыванием картинок приличного качества, Третьяковка вовсе решила свои фонды не демонстрировать ни в каком виде.
Молодцы, чо.
Параллельно обнаружила, что на сайте Эрмитажа не работает поиск.
Не поняла, это у меня какой-то глюк или Эрмитаж в связи со скандалом, по слухам, произошедшим в связи с выставкой Фаберже, решил закрыть поиск от греха.
Не найдя нужных картинок (найдя ненужных, но забавных), поискала напрямую картину про крещение.
Внезапно (но уже довольно давно):
"Третьяковская галерея вернет в Михайловский замок в Санкт-Петербурге две картины Джона Аткинсона: "Крещение князя Владимира" и "Куликовская битва". Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора Русского музея Владимира Гусева.
Полотна кисти Аткинсона были написаны по заказу Павла I для интерьеров замка. А в Москву они были перевезены в 1930-е годы. По словам Владимира Гусева, "эти огромные произведения, которые хранились в Третьяковке на валах, практически никто никогда не видел". В Михайловский замок картины будут переданы на условиях долгосрочного хранения. Их планируют разместить в парадных залах, в которых сейчас ведутся ремонтные работы после выезда оттуда Центральной военно-морской библиотеки.
Джон Огастес Аткинсон - английский художник-акварелист и гравер. В 1784 году он приехал в Россию со своим приемным отцом и учителем Джеймсом Уокером, приглашенным на службу Екатериной II, впоследствии Павлом I. Кисти Джона Аткинсона принадлежат исторические полотна и портреты."
Забавное немедленно нашлось тоже.
Телеканал "Санкт-Петербург"
Золото мира искусства. Картины Джона Аткинсона едут в Петербург
25 октября 2019
В Михайловском замке поселятся работы Джона Огастеса Аткинсона «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», которые с 1925 года хранились в Третьяковской галерее.
Картины входят в число самых дорогих живописных работ и будут находиться в Северной столице на условиях долгосрочного хранения.
...[Павел] заказал Аткинсону большие исторические полотна для украшения Михайловского замка в 1799 году. Долгое время считалось, что тогда мастер выполнил две картины, но, как выяснила сотрудница государственного Эрмитажа Н.Ю. Бахерева, картин оказалось четыре: «Крещение князя Владимира», «Куликовская битва», «Битва с татарами» и «Высадка татар». Первые два полотна несколько раз перевозились и наконец остановились в Третьяковской галерее.
...А вот две другие картины пропали. По крайней мере, их местонахождение остается неизвестным. Последние сведения относятся к 1925 году, когда они были переданы в Музейный фонд.
...Как писала Е. И. Иткина во вступительной статье к изданию «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских», обе картины темные по колориту. В них преобладают коричневые и охристые оттенки. Например, на Крещении все происходит в деревянном храме. Фигуры священников, князя и остальных присутствующих прорисованы на фоне темных стен.
На второй картине фоном битвы становятся угрюмые горы и мрачное небо. А войны находятся как бы во тьме, смешиваясь в общую массу, где уже становится трудно отличить русские это или татары.
Искусствоведы утверждают, что исторические полотна также не смогли раскрыть талант Аткинсона. Лучше всего у него получались гравюры на тему русской жизни. Они и принесли ему признание.
Иллюстрация к этому сообщению выглядит так:
На самом деле, это:
«Крещение Руси» — фреска русского художника Виктора Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—1896 годах. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Ну и фрагмент фрагмента про битву (из каталога). Это его нижний край, ниже на каталожной картинке ничего нету, выше еще много темного чего-то, может неба.
Аткинсонов разных я тоже поизучала немножко.
Будет о чем написать))