mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про картины, книжки и новости

Мозг внезапно впавший в зимнюю спячку, так же внезапно пробудился.
Может, весна близко, может, новая книжка интересная оказалась.
Книжка называется Каталог Третьяковки, том какой-то, про живопись первой половины 19 века.



Там есть пара странных произведений, приписанных некоему англичанину по фамилии Аткинсон.
Произведения изображены не целиком а фрагментом.
Описание картин чудесно и я его утащила.
Вот оно:

Аткинсон, Джон Август.
Крещение князя Владимира. 1799. Холст, масло, 551х346 см.
Куликовская битва. 1799. 553х354 см.

"Картины кат. № 17 и № 18 поступили в ГТГ [в 1931 г.] как работы неизвестного художника.
Авторство Д.-А. Аткинсона, а также история бытования картин восстановлены Н.Ю.Бахаревой.
Обе работы выполнены в 1799 по заказу Павла I для украшения Воскресенского зала Михайловского замка одновременно с полотнами Г.И.Угрюмова («Взятие Казани Иваном Грозным, «Венчание на царство Михаила Федоровича Романова»; обе - ГРМ), В.К.Шебуева («Полтавская баталия») и В.П. Причетникова («Соединение русского и турецкого флота»).
После смерти Павла I картины Аткинсона переданы в Кабинет Е.И.В., в 1826 отобраны Николаем I для размещения в Оружейной палате и московских дворцах, в марте 1827 оправлены в Москву. Впоследствии перевезены в кладовые Коломенского дворца. В 1858 полотна были реставрированы в мастерских Эрмитажа, осенью 1859 возвращены в Москву. До 1884 украшали Парадную лестницу Оружейной палаты, затем хранились в ее кладовых.
В настоящее время картины находятся в процессе реставрации. В каталоге воспроизведены их фрагменты."

Восстановление правды изложено тут:
Бахарева Н. Ю. Произведения Джона Августа Аткинсона для Михайловского замка
Страницы истории отечественного искусства. Вып. VIII. XII – первая половина XIX века. СПб.: Palace Editions, 2002.

Найти сам текст для прочтения мне не удалось((.

Поискала картинки.
С трудно формулируемым чувством обнаружила, что электронная коллекция Третьяковки содержит в себе исключительно экспонируемые экспонаты.
Ну то есть, когда все музеи стремятся выложить всю коллекцию, и даже Бритмузей озаботился наконец выкладыванием картинок приличного качества, Третьяковка вовсе решила свои фонды не демонстрировать ни в каком виде.
Молодцы, чо.

Параллельно обнаружила, что на сайте Эрмитажа не работает поиск.
Не поняла, это у меня какой-то глюк или Эрмитаж в связи со скандалом, по слухам, произошедшим в связи с выставкой Фаберже, решил закрыть поиск от греха.

Не найдя нужных картинок (найдя ненужных, но забавных), поискала напрямую картину про крещение.
Внезапно (но уже довольно давно):

"Третьяковская галерея вернет в Михайловский замок в Санкт-Петербурге две картины Джона Аткинсона: "Крещение князя Владимира" и "Куликовская битва". Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора Русского музея Владимира Гусева.
Полотна кисти Аткинсона были написаны по заказу Павла I для интерьеров замка. А в Москву они были перевезены в 1930-е годы. По словам Владимира Гусева, "эти огромные произведения, которые хранились в Третьяковке на валах, практически никто никогда не видел". В Михайловский замок картины будут переданы на условиях долгосрочного хранения. Их планируют разместить в парадных залах, в которых сейчас ведутся ремонтные работы после выезда оттуда Центральной военно-морской библиотеки.
Джон Огастес Аткинсон - английский художник-акварелист и гравер. В 1784 году он приехал в Россию со своим приемным отцом и учителем Джеймсом Уокером, приглашенным на службу Екатериной II, впоследствии Павлом I. Кисти Джона Аткинсона принадлежат исторические полотна и портреты."

Забавное немедленно нашлось тоже.

Телеканал "Санкт-Петербург"
Золото мира искусства. Картины Джона Аткинсона едут в Петербург
25 октября 2019
В Михайловском замке поселятся работы Джона Огастеса Аткинсона «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», которые с 1925 года хранились в Третьяковской галерее.

Картины входят в число самых дорогих живописных работ и будут находиться в Северной столице на условиях долгосрочного хранения.

...[Павел] заказал Аткинсону большие исторические полотна для украшения Михайловского замка в 1799 году. Долгое время считалось, что тогда мастер выполнил две картины, но, как выяснила сотрудница государственного Эрмитажа Н.Ю. Бахерева, картин оказалось четыре: «Крещение князя Владимира», «Куликовская битва», «Битва с татарами» и «Высадка татар». Первые два полотна несколько раз перевозились и наконец остановились в Третьяковской галерее.
...А вот две другие картины пропали. По крайней мере, их местонахождение остается неизвестным. Последние сведения относятся к 1925 году, когда они были переданы в Музейный фонд.

...Как писала Е. И. Иткина во вступительной статье к изданию «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских», обе картины темные по колориту. В них преобладают коричневые и охристые оттенки. Например, на Крещении все происходит в деревянном храме. Фигуры священников, князя и остальных присутствующих прорисованы на фоне темных стен.
На второй картине фоном битвы становятся угрюмые горы и мрачное небо. А войны находятся как бы во тьме, смешиваясь в общую массу, где уже становится трудно отличить русские это или татары.
Искусствоведы утверждают, что исторические полотна также не смогли раскрыть талант Аткинсона. Лучше всего у него получались гравюры на тему русской жизни. Они и принесли ему признание.


Иллюстрация к этому сообщению выглядит так:


На самом деле, это:
«Крещение Руси» — фреска русского художника Виктора Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—1896 годах. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее в Москве.


Ну и фрагмент фрагмента про битву (из каталога). Это его нижний край, ниже на каталожной картинке ничего нету, выше еще много темного чего-то, может неба.



Аткинсонов разных я тоже поизучала немножко.
Будет о чем написать))

Tags: живопись, искусство, история, музей, тексты, чтение с интересом
Subscribe

  • про памятник

    Прочла некое сообщение. Не знаю, зачем автор его написал и почему изложил в нем информацию так, как изложил. Поинтересовалась фактами. Не смогла…

  • про очередную картину

    На ровном месте среди лета вляпаться в нечто мерзкое гриппоковидное - так себе экспириенс. Новости про сезонный рост заболеваемости вызывают…

  • про краски

    Совершенно случайно пробежала глазами случайный кусок текста. Зацепилась взглядом за краску под названием мумия. Текст ЭСБЕ 1895 г. Читать его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments