mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про одного Аткинсона


Вид на здание 12 коллегий и площадь Васильевского острова

Поизучала немного разных Аткинсонов
Про Аткинсона Джона Аугустина-Аугустуса-Огастеса известно весьма мало, а откуда известно, неизвестно).



Джон Огастес Аткинсон родился в 1775 году в столице Британской империи городе Лондоне.
В 1784 году, в возрасте девяти лет, приехал в Санкт-Петербург вместе со своим дядей (по другим сведениям — отчимом) Джеймсом Уолкером, принятым на русскую службу в качестве придворного гравёра.
Находясь под покровительством Императрицы Екатерины II, а затем Императора Павла І, он писал в столице Российской империи портреты, жанровые и исторические полотна.
Аткинсон написал для Павла I две картины: «Крещение Руси» и «Мамаево побоище» (находились в Михайловском замке) и занимался портретными работами.
Во времена наполеоновских войн им было написано немало литографированных военных сцен, в частности «Битва при Ватерлоо».
По данным «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», Джон Огастес Аткинсон скончался в 1829 году, однако это год, когда им была выполнена последняя работа.


Вики-ру ссылается на ЭСБЕ и две искусствоведческие статьи 2011-12 гг.

Русский биографический словарь (который говорит про тестя вместо отчима), приводит ссылки на довольно поздние источники - «Allgem. Künstler-Lex.», herausgeg. von Dr Jul. Meyer, Leipz. 1878, II, 360. — «Dictionary of national biography», ed. by Leslie Stephen, Lond. 1885, II, 224. — Д. Ровинский «Подробный словарь русск. гравиров. портретов», СПб., 1886—88, алфав.

Вики-а упоминает английский словарь художников (Bryan's Dictionary of Painters and Engravers) 1886 года.
Английский словарь биографий 1886-1900 гг. ссылается на три немецких источника - две газеты и Nagler's Künstler-Lexicon.

Георг Каспар Наглер (Georg Kaspar Nagler, 1801-1866) — немецкий писатель, историк искусства, критик, посвятил себя созданию и сделался известен как составитель обширного и чрезвычайно полезного в своё время биографического словаря художников («Neues allgemeines Kunstlerlexicon», Мюнхен, 1835—1852, в 22 томах) и указателя их монограмм («Die Monogrammisten», в 5 томах, из которых три первые изданы самим Наглером в Мюнхене в 1858—1863 гг., 4-й том — Андерсеном в 1864 и следующих годах, а 5-й — Клауссом в 1876—1880 гг.)

Наглер, сообщая про двух или больше Аткинсонов, ни на кого не ссылается.
Газеты я не стала искать.

"Аткинсон, Иоганн Август, прекрасный английский живописец и рисовальщик, надолго оставшийся в России и создававший прекрасные картины. В «самый странный год своей жизни» в 1799 году Коцебу похвалил две картины, которые тогда находились в зале Михайловского дворца в Петербурге, изображающие победу русских над татарами на Дону и крещение великого князя Владимира. Также Аткинсоном представлены рисунки для великолепной работы: Живописное изображение манер, костюмов и развлечений русских (Sitten und Customs der Russen, 3 B. in fol.). Перевод, исправленный Soltau des Hudibras, появившийся в Кенигсберге около 1798 года, содержал характерные рисунки. Он также опубликовал панораму российской столицы, первая из которых была опубликована в 1805 году Бойделлом в Лондоне. Велкер выгравировал портрет Суворова, нарисованный Аткинсоном.
В дополнение к работе о русских Аткинсон опубликовал аналогичную работу по Англии в 1807 году под названием: «Живописное изображение морского, военного и разных костюмов Великобритании» на 100 цветных пластинах. В 1819 году он выставил битву при Ватерлоо вместе с несколькими другими картинами в Лондоне, на которой есть несколько портретов А. В. Дэвиса. Оба художника покинули Англию в 1815 году, чтобы сразу же придать своей картине необходимую правду и правильность. Расстановка работ разумная, везде движение и разнообразный интерес. Свет живописен, но распределен несколько великолепно; основная масса падает на Веллингтона, который и вовсе выступает в роли главного героя, как и Блюхер. Рисунок хороший, но лошади менее чем посредственные. Дж. Бернет выгравировал эту картину.
Аткинсон также нарисовал вместе со Стотардом знаменитый щит Веллингтона и попробовал свои силы в написании серии случаев английской храбрости во время последних кампаний на континенте 1817 года.

Аткинсон В., лондонский архитектор, художник, имеющий теоретическое и практическое образование. У него есть работа, появившаяся в 1805 году под следующим заголовком: «Коттеджная архитектура, включая перспективные виды и т.д.». Два архитектора Т. и К. Аткинсон опубликовали в Лондоне в 1828 г. «Образцы готической архитектуры». Мы не знаем, как относятся между собой эти художники".


Сами немцы не удостоили Дж-О. своим вики-вниманием.
Упомянутая статья в ЭСБЕ почему-то говорит о двух, никак не связанных между собой Аткинсонах.

"Аткинсон (Atkinson) — два английск. художника.
1) Джон Аугустус А. (1775—1829), живописец и гравер, долго жил в СПб., написал для Павла I две картины: «Крещение Руси» и «Мамаево побоище» (находились в Михайловском замке) и занимался портретными работами. По возвращении в Лондон выставил панорамические виды С.-Петербурга, изданные (1805) в его собственных гравюрах и портрет Суворова; позже издал сборник акватинтных, печатанных в несколько красок, гравюр со своих рисунков, изображающих русские типы, быт и костюмы («A picturesque representation of the manners, costums and amusements of the Russians», 1803—4), сборник «Горести человеческой жизни» (1807), «Английские живописные костюмы и типы» (100 гравюр) и литографированные военные сцены. Из прочих произведений А. известны: портреты Павла I верхом на коне (грав. Уокер), Александра I (грав. также Уокер), Д. Сольтау (грав. сам А.) и Суворова, в виде медали (грав. Шлейх) и картины «Смерть Моро» (грав акватинт. сам А., 1813) и «Битва при Ватерлоо» (грав. Бёрнет).

2) Томас Уильтам А. (1799—1861) — архитектор и рисовальщик; сначала был простым каменщиком в Кентском графстве, но, выучившись рисовать, издал в 1831 г. сборник образцов готического орнамента. Долго путешествовал по Азиатской России, до Амура и Китая, причем сделал до 600 рисунков всего, что встречал любопытного. В 1858 г. издал иллюстрированное описание Западной и Восточной Сибири, в 1860 г. — отчет о своей поездке по верхнему и нижнему течению Амура. После смерти А. были изданы его «Воспоминания о татарской степи»."


Занятно, что победа на Дону у Наглера плавно перетекла в Мамаево побоище из ЭСБЕ, а нынче превратилась в Куликовскую битву.
Второй Аткинсон тоже весьма занятен, но это потом.

Про панораму Петербурга повествует как раз одна из статей, на которые ссылается вики-ру.
Статья очень интересная.

Скворцова Е. А. Роль Дж. А. Аткинсона в развитии жанра панорамы в русском искусстве, 2011
"...Несмотря на необычайную популярность всяческих панорамных изображений в русской графике XVIII в., нам не удалось обнаружить примеров «круговой панорамы» более ранних, чем та, что исполнил Аткинсон.
Целью Аткинсона было создание полотна непрерывного кругового обзора. 5 июня 1807 г. оно было открыто в ротонде м-ра Вигли в Спринг Гарденс. Очевидно, творение Аткинсона в полномасштабном виде не сохранилось.
Но воспроизведение, гравированное самим автором, широко известно.
...Пальма первенства в создании круговой панорамы Петербурга и вообще русского города принадлежит Тилькеру (1804 г.). Но Аткинсон, несомненно, задумал свой вид российской столицы раньше: он основан на эскизах с натуры, а мастер покинул страну в 1802 г".

Гравюры есть в Эрмитаже.


На одной изображена барка с углем, по-моему. Интересно, откуда уголь?
Или это все-таки дерево? Непонятно.

pit-atk2
На другой тоже непонятно, что за каравеллу строят в Адмиралтействе.
Там еще изображен старый Исаакиевский собор.
А в сети мне попалась картинка, тоже приписываемая Дж-О., но с новым:


D'après John Augustus Atkinson (1775-1833)
Le palais royal à Saint-Petersbourg et La Cathédrale Saint-Isaac, l'Amirauté et le Palais Royal à Saint-Petersbourg, paire de gravures aquarellées

Верить, понятное дело, никому нельзя)

На неком художественном сайте Дж-О. приписаны чудесные работы, на самом деле принадлежащие Огастесу Эдвину Джону (Augustus Edwin John; 1878—1961), например, эта:




Эту я тоже проверила, вроде бы Аткинсон указан правильно, но может как с собором).
В Бритмузее есть нечто подобное:


Alberic de Vere 2nd Earl of Oxford...
Series: Selections of the Ancient Costume of Great Britain & Ireland
Print made by John Augustus Atkinson (etching). Print made by John Hill (aquatint). After Lieut-Col Charles Hamilton Smith. Published by Colnaghi
1812

В Бритмузее есть картинки про английские костюмы, старые и новые, про русские практически нет.
Есть Суворов в двух видах, но приобретенный только в 2010 году


General Field Marshal Prince Italisky Count Alexander Vasilovitch Souvoroff
Print made by James Walker. After John Augustus Atkinson. Published by James Walker. Published by William Brown
1763-1822 (circa). London. St Petersburg


General Field Marshall Alexander Vasilovitch Souvorow-Rymnikski
Print made by James Walker. After John Augustus Atkinson. Published by James Walker. Published by Robert Wilkinson
1797. London. St Petersburg

Перерыв))

Tags: живопись, искусство, история, люди, музей, тексты, чтение с интересом
Subscribe

  • про монастыри

    Про два монастыря, итальянский и немецкий. Первый был на озере Комо. Не знаю, как он назывался, оставшаяся церковь называется Sant'Abbondio.…

  • про шёлк

    Про шелководство читать в ЭСБЕ было очень интересно, но ни углубляться (если только самую малость), ни пересказывать прочитанное нет желания). Пара…

  • про былое снова

    Как обычно, сообщили, что я что-то-там-такое писала 6 лет назад. В писанине обнаружилась пропавшая, тоже к сожалению, как обычно, картинка. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments