Вид на здание 12 коллегий и площадь Васильевского острова
Поизучала немного разных Аткинсонов
Про Аткинсона Джона Аугустина-Аугустуса-Огастеса известно весьма мало, а откуда известно, неизвестно).
Джон Огастес Аткинсон родился в 1775 году в столице Британской империи городе Лондоне.
В 1784 году, в возрасте девяти лет, приехал в Санкт-Петербург вместе со своим дядей (по другим сведениям — отчимом) Джеймсом Уолкером, принятым на русскую службу в качестве придворного гравёра.
Находясь под покровительством Императрицы Екатерины II, а затем Императора Павла І, он писал в столице Российской империи портреты, жанровые и исторические полотна.
Аткинсон написал для Павла I две картины: «Крещение Руси» и «Мамаево побоище» (находились в Михайловском замке) и занимался портретными работами.
Во времена наполеоновских войн им было написано немало литографированных военных сцен, в частности «Битва при Ватерлоо».
По данным «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона», Джон Огастес Аткинсон скончался в 1829 году, однако это год, когда им была выполнена последняя работа.
Вики-ру ссылается на ЭСБЕ и две искусствоведческие статьи 2011-12 гг.
Русский биографический словарь (который говорит про тестя вместо отчима), приводит ссылки на довольно поздние источники - «Allgem. Künstler-Lex.», herausgeg. von Dr Jul. Meyer, Leipz. 1878, II, 360. — «Dictionary of national biography», ed. by Leslie Stephen, Lond. 1885, II, 224. — Д. Ровинский «Подробный словарь русск. гравиров. портретов», СПб., 1886—88, алфав.
Вики-а упоминает английский словарь художников (Bryan's Dictionary of Painters and Engravers) 1886 года.
Английский словарь биографий 1886-1900 гг. ссылается на три немецких источника - две газеты и Nagler's Künstler-Lexicon.
Георг Каспар Наглер (Georg Kaspar Nagler, 1801-1866) — немецкий писатель, историк искусства, критик, посвятил себя созданию и сделался известен как составитель обширного и чрезвычайно полезного в своё время биографического словаря художников («Neues allgemeines Kunstlerlexicon», Мюнхен, 1835—1852, в 22 томах) и указателя их монограмм («Die Monogrammisten», в 5 томах, из которых три первые изданы самим Наглером в Мюнхене в 1858—1863 гг., 4-й том — Андерсеном в 1864 и следующих годах, а 5-й — Клауссом в 1876—1880 гг.)
Наглер, сообщая про двух или больше Аткинсонов, ни на кого не ссылается.
Газеты я не стала искать.
"Аткинсон, Иоганн Август, прекрасный английский живописец и рисовальщик, надолго оставшийся в России и создававший прекрасные картины. В «самый странный год своей жизни» в 1799 году Коцебу похвалил две картины, которые тогда находились в зале Михайловского дворца в Петербурге, изображающие победу русских над татарами на Дону и крещение великого князя Владимира. Также Аткинсоном представлены рисунки для великолепной работы: Живописное изображение манер, костюмов и развлечений русских (Sitten und Customs der Russen, 3 B. in fol.). Перевод, исправленный Soltau des Hudibras, появившийся в Кенигсберге около 1798 года, содержал характерные рисунки. Он также опубликовал панораму российской столицы, первая из которых была опубликована в 1805 году Бойделлом в Лондоне. Велкер выгравировал портрет Суворова, нарисованный Аткинсоном.
В дополнение к работе о русских Аткинсон опубликовал аналогичную работу по Англии в 1807 году под названием: «Живописное изображение морского, военного и разных костюмов Великобритании» на 100 цветных пластинах. В 1819 году он выставил битву при Ватерлоо вместе с несколькими другими картинами в Лондоне, на которой есть несколько портретов А. В. Дэвиса. Оба художника покинули Англию в 1815 году, чтобы сразу же придать своей картине необходимую правду и правильность. Расстановка работ разумная, везде движение и разнообразный интерес. Свет живописен, но распределен несколько великолепно; основная масса падает на Веллингтона, который и вовсе выступает в роли главного героя, как и Блюхер. Рисунок хороший, но лошади менее чем посредственные. Дж. Бернет выгравировал эту картину.
Аткинсон также нарисовал вместе со Стотардом знаменитый щит Веллингтона и попробовал свои силы в написании серии случаев английской храбрости во время последних кампаний на континенте 1817 года.
Аткинсон В., лондонский архитектор, художник, имеющий теоретическое и практическое образование. У него есть работа, появившаяся в 1805 году под следующим заголовком: «Коттеджная архитектура, включая перспективные виды и т.д.». Два архитектора Т. и К. Аткинсон опубликовали в Лондоне в 1828 г. «Образцы готической архитектуры». Мы не знаем, как относятся между собой эти художники".
Сами немцы не удостоили Дж-О. своим вики-вниманием.
Упомянутая статья в ЭСБЕ почему-то говорит о двух, никак не связанных между собой Аткинсонах.
"Аткинсон (Atkinson) — два английск. художника.
1) Джон Аугустус А. (1775—1829), живописец и гравер, долго жил в СПб., написал для Павла I две картины: «Крещение Руси» и «Мамаево побоище» (находились в Михайловском замке) и занимался портретными работами. По возвращении в Лондон выставил панорамические виды С.-Петербурга, изданные (1805) в его собственных гравюрах и портрет Суворова; позже издал сборник акватинтных, печатанных в несколько красок, гравюр со своих рисунков, изображающих русские типы, быт и костюмы («A picturesque representation of the manners, costums and amusements of the Russians», 1803—4), сборник «Горести человеческой жизни» (1807), «Английские живописные костюмы и типы» (100 гравюр) и литографированные военные сцены. Из прочих произведений А. известны: портреты Павла I верхом на коне (грав. Уокер), Александра I (грав. также Уокер), Д. Сольтау (грав. сам А.) и Суворова, в виде медали (грав. Шлейх) и картины «Смерть Моро» (грав акватинт. сам А., 1813) и «Битва при Ватерлоо» (грав. Бёрнет).
2) Томас Уильтам А. (1799—1861) — архитектор и рисовальщик; сначала был простым каменщиком в Кентском графстве, но, выучившись рисовать, издал в 1831 г. сборник образцов готического орнамента. Долго путешествовал по Азиатской России, до Амура и Китая, причем сделал до 600 рисунков всего, что встречал любопытного. В 1858 г. издал иллюстрированное описание Западной и Восточной Сибири, в 1860 г. — отчет о своей поездке по верхнему и нижнему течению Амура. После смерти А. были изданы его «Воспоминания о татарской степи»."
Занятно, что победа на Дону у Наглера плавно перетекла в Мамаево побоище из ЭСБЕ, а нынче превратилась в Куликовскую битву.
Второй Аткинсон тоже весьма занятен, но это потом.
Про панораму Петербурга повествует как раз одна из статей, на которые ссылается вики-ру.
Статья очень интересная.
Скворцова Е. А. Роль Дж. А. Аткинсона в развитии жанра панорамы в русском искусстве, 2011
"...Несмотря на необычайную популярность всяческих панорамных изображений в русской графике XVIII в., нам не удалось обнаружить примеров «круговой панорамы» более ранних, чем та, что исполнил Аткинсон.
Целью Аткинсона было создание полотна непрерывного кругового обзора. 5 июня 1807 г. оно было открыто в ротонде м-ра Вигли в Спринг Гарденс. Очевидно, творение Аткинсона в полномасштабном виде не сохранилось.
Но воспроизведение, гравированное самим автором, широко известно.
...Пальма первенства в создании круговой панорамы Петербурга и вообще русского города принадлежит Тилькеру (1804 г.). Но Аткинсон, несомненно, задумал свой вид российской столицы раньше: он основан на эскизах с натуры, а мастер покинул страну в 1802 г".
Гравюры есть в Эрмитаже.
На одной изображена барка с углем, по-моему. Интересно, откуда уголь?
Или это все-таки дерево? Непонятно.
На другой тоже непонятно, что за каравеллу строят в Адмиралтействе.
Там еще изображен старый Исаакиевский собор.
А в сети мне попалась картинка, тоже приписываемая Дж-О., но с новым:
D'après John Augustus Atkinson (1775-1833)
Le palais royal à Saint-Petersbourg et La Cathédrale Saint-Isaac, l'Amirauté et le Palais Royal à Saint-Petersbourg, paire de gravures aquarellées
Верить, понятное дело, никому нельзя)
На неком художественном сайте Дж-О. приписаны чудесные работы, на самом деле принадлежащие Огастесу Эдвину Джону (Augustus Edwin John; 1878—1961), например, эта:
Эту я тоже проверила, вроде бы Аткинсон указан правильно, но может как с собором).
В Бритмузее есть нечто подобное:
Alberic de Vere 2nd Earl of Oxford...
Series: Selections of the Ancient Costume of Great Britain & Ireland
Print made by John Augustus Atkinson (etching). Print made by John Hill (aquatint). After Lieut-Col Charles Hamilton Smith. Published by Colnaghi
1812
В Бритмузее есть картинки про английские костюмы, старые и новые, про русские практически нет.
Есть Суворов в двух видах, но приобретенный только в 2010 году
General Field Marshal Prince Italisky Count Alexander Vasilovitch Souvoroff
Print made by James Walker. After John Augustus Atkinson. Published by James Walker. Published by William Brown
1763-1822 (circa). London. St Petersburg
General Field Marshall Alexander Vasilovitch Souvorow-Rymnikski
Print made by James Walker. After John Augustus Atkinson. Published by James Walker. Published by Robert Wilkinson
1797. London. St Petersburg
Перерыв))