mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про художника и статью

В вышеназванном сборнике Русского музея прочла статью про некий портрет рубежа 18-19 вв. и художника Тупылева.
Художник мне неизвестен (возможно, не только мне).
В статье упоминается его картина про Екатерину-2, хранящаяся в Царском Селе.
Изображение ее найти не удалось от слова совсем.
На сайте музея по нынешнему обыкновению экспонатов раз-два-и-обчелся.
На сайте Госкаталога картина есть, но без картинки.
Увы. Печалюсь.

Еще в статье упоминается портрет из Лувра и его вероятная некорректная атрибуция.
Ура, картинка на луврском сайте есть.
И там даже упоминается исследование из статьи.
Вот эта картинка.


RF 2164
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1779-1826), жены царя Александра I, 1815 г.
Боровиковский, Владимир Лукич
Принцесса Луиза Элизабет Баденская, дочь Шарля Луи, принца Бадена, и Амели Гессен-Дармстадской, в 1793 году вышла замуж за Александра Павловича, который в 1801 году стал царем Александром I. Здесь изображена мемориальная лента Ордена Сен-Андре и двойная сине-красная лента Сен-Андре и Сен-Катрин.
Дата 1815 года на картине создает проблему: императрица должна казаться старше (ей тогда было 36 лет).
Еще в 1919 году Дени Рош (Denis Roche) заподозрил подлинность подписи, а в 1920 году Александр Трубников, бывший хранитель Эрмитажа, считал картину полностью фальшивой (примечание в досье).
Наталья Уварова опубликовала в 2002 году, с одной стороны, рисованный портрет Елизаветы Алексеевны, который она приписывает Тупылеву (текущее местонахождение неизвестно, известно по фотографии) и который является эскизом RF 2164, а с другой стороны, портрет в гобелене, показывающий ту же Елизавету, художника Тупылева, бывшего также инспектором императорской мануфактуры Санкт-Петербурга: портрет Лувра, который она считает написанным рукой Тупылева (подпись Боровиковского и дата, по ее словам, были бы добавлены ), соответствует картону для этой серии ковров, заказанной, вероятно, в 1801 году, когда на престол взошел Александр I.
- Экспертиза R.F. 2164 (7 VIII 2006) позволяет нам установить, что подпись и дата (1815, а не 1813) совершенно современны самому портрету.
Скорее, это должна быть пост-тупылевская копия художника, злоупотребившего подписью более известного художника, например Боровиковского, не менее произвольно датированного 1815 годом.
Надписи
Упоминание, сделанное при приеме картины в Лувре на этикетке на обратной стороне рамы (уже наполовину отделенной и с тех пор исчезнувшей) с трудночитаемой рукописной надписью: Mnizsech (?).
Подпись:
S.D. mi-h. d. кириллицей: Боровиковский 1815 г. (иногда читается 1813 г.).
Провененанс
? - Граф Андре Мнишех или его сын, граф Леон Мнишек, Париж (см. этикетку на обороте; обратите внимание, что картина не появляется в продаже после смерти Леона Мнишека, Париж, Galerie Georges Petit, 9-11 IV 1902 г., ни в галерее поместья его вдовы, Париж, отель Друо, 9-10 V 1910)
- барон Базиль де Шлихтинг (Basile de Schlichting) (1852-1914), Париж (рукописный каталог коллекции Шлихтинга, № 37: «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» Боровиковского (подпись)» по завещанию последнего, 1914 г.
Лувр

Верить никому нельзя, как обычно))

Про Тупылева поинтересовалась.



Тупылев (Иван Филиппович, 1758—1821) — исторический живописец и портретист, воспитанник Имп. академии худ. с 1764 г. Получил за рисование две серебр. медали (в 1774 и 1777 гг.), в 1778 г. награжден мал. золотой медалью, а в следующем за тем году присуждена ему, первому из всех, золотая медаль, учрежденная г-жою Ржевской для художников, отличившихся в экспрессии. Будучи в том же 1779 г. отправлен на казенный счет за границу, совершенствовался в Париже. По возвращении своем в СПб. получил звания: назначенного в академики в 1785 г., академика и адъюнкт-профессора в 1794 г. и наконец профессора, в 1800 г. Был директором Имп. шпалерной мануфактуры. Писал исключительно образа и портреты особ царской фамилии и др. знатных лиц. Из его произведений известны: картина «Велизарий» (нах. в музее Акад. худ.) и образа в Казанском соборе в СПб.: «Зачатие св. Анны» и «Воспитание Богородицы» (в главн. иконостасе) и «Явление воскресшего Христа ап. Фоме» (в иконост. правого придела).

Добавления из вики-ру:
Сын заподмастерья Ведомства Петергофской конторы бриллиантовой и агатовой мельницы.
Был директором Императорской шпалерной мануфактуры, инвентором «виньет и медалей» Ландкартного департамента Кабинета Его Императорского Величества.
Писал исторические картины, образа и портреты особ царской фамилии и других знатных лиц. Написал иконы иконостаса православной церкви Святого Николая в морской крепости Руотсинсальми (Роченсальм, Свенсксунд, с 1878 года — финский город Котка).
Блестящий график, иллюстрировал «Овидиевы превращения» (220 рисунков), «Палладиеву архитектуру» Н.Львова (ок.200 чертежей).


Найденные картины

викимедиа




Christening by Ivan Filippovich Tupylev (1758–1821) in Macao Museum of Art



«Александр Македонский перед Диогеном». Тупылев И. Ф., 1787 г.


Тупылев Иван Филиппович. Пирам и Фисба. 1779


Плутовская игра. 1780s


Петр Первый и Святейший синод. Худ. И.Ф. Тупылев. 1801 год / Предоставлено М. Золотаревым



Тупылев И.Ф. Велизарий, сидящий при дороге в положении просящего милостыню, и с ним мальчик. 1785. Холст, масло. ГТГ


Как бы еще увидеть царскосельскую картинку??





H. И. Уварова
О возможном авторе картона для шпалерного портрета императрицы Елизаветы Алексеевны

В биографической справке конца XIX века А. Сомова о художнике И. Ф. Тупылеве (1758-1821) говорится, что он писал портреты исключительно членов императорской фамилии Однако портреты "типа Тупылева" неизвестны.
Можно было бы считать это сообщение легендарным, если бы не сохранившийся портрет из Музея-заповедника "Царское Село" "Клятва Екатерины Великой в виде Минервы и Римского императора Иосифа в виде Марса освободить от турок Св. Софию Константинопольскую". Данный портрет включает изображение Екатерины Второй и условную фигуру Иосифа Второго со спины. Это полотно является иносказательным изображением константинопольского проекта канцлера A. Безбородко2.

О деятельности Тупылева-портретиста говорят и архивные сведения о заказе 1797 года на создание портретов царствующего семейства для Департамента уделов. В нем И. Ф. Тупылев упомянут наряду с другими портретистами. Он должен был исполнить портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги будущего императора Александра I, "Яко дьякониссы ордена Св. Екатерины".
По условиям работы известно, что Академия затребовала для художников, исполнявших заказ, портреты, которые можно было бы использовать в качестве образцовых. Тупылев должен был скопировать портрет великой княгини в сапфировом уборе 1795 года кисти Л. Е. Виже-Лебрен, но изменив одеяние на платье дьякониссы. Эскизы были рассмотрены, но некоторые, в том числе и тупылевский, были отданы художникам на переделку, так что к моменту воцарения Елизаветы Алексеевны на руках у Тупылева оставался эскиз или эскизы ее портрета.

В конце концов, А. Сомов оказался прав: Тупылев был портретистом, и среди множества безымянных где-то есть его работы, но о них ничего не известно.
Поиск изображений императрицы Елизаветы Алексеевны, не соответствующих известным типам, привел к ее шпалерному портрету 3.

Шпалерный портрет, подобно многим другим произведениям XVIII века, являлся плодом коллективного авторства. Сначала создавался оригинал, затем мастер ткачества начинал работать или прямо по самому оригиналу, или по так называемому картону, специальной копии оригинала.
Исполнитель шпалерного портрета, ткач Никита Венедиктов, был определен хранителем тканей Эрмитажа Т. Т. Коршуновой 4. Собственно, Венедиктов мог исполнять лицо, а менее ответственные части часто ткали подмастерья.
Но здесь речь пойдет о том живописном оригинале, который послужил основой для ткачества.
Тип портрета Елизаветы Алексеевны, подобный шпалерному, почти не копировался 5. По облику и прическе он близок к одному из портретов великой княгини кисти Виже-Лебрен, написанному ею в 1798 году. Но, несмотря на сходство, вполне объяснимое близостью времени исполнения и излюбленным моделью ракурсом, все-таки между портретом Виже-Лебрен и шпалерным имеются значительные различия.
Не только поза, но и строение лица, и общее решение образа у Виже-Лебрен более сентиментальное, иное.






Большое значение в связи со всем этим приобретает датировка шпалерного портрета. Так как парный к нему шпалерный же портрет императора Александра I 6 был исполнен по портрету Г. Кюгельхена 1801 года, а портрет императрицы этот художник исполнил только через год, видимо, работа над шпалерами началась сразу после воцарения четы, иначе были бы взяты парные изображения.
Ввиду срочности заказа ждать исполнения следующего портрета не стали и использовали имевшийся на то время. (Другой причиной предпочтения могло бы оказаться недовольство женским портретом Кюгельхена). Обнаруженная нами должностная инструкция инспектора шпалерной мануфактуры по художественной части И. Ф. Тупылева подтвердила высокую степень вероятности его авторства, так как это он осуществлял основной объем работ, связанный с организацией всего процесса ткачества, включая и создание "картонов". Он был не только обязан следить за надлежащим порядком произведения работ "против оригиналов и рисунков" (соответствия шпалер образцам), но и "подготовлять и вымышлять вновь оные" (образцы)?.

Недавно обнаруженные материалы позволили представить и этапы работы над портретом, послужившим образцом для шпалеры. Благодаря любезному разрешению Б. А. Косолапова, которому я приношу мою искреннюю благодарность, я имела возможность ознакомиться с материалами его портретной картотеки и сфотографировать фотоотпечаток портрета великой княгини Елизаветы Алексеевны, местонахождение которого неизвестно.
Именно он является первоначальным вариантом ее портрета необычного типа. Здесь она изображена юной, не в парадном, скромном платье с кружевными рукавами, как на портрете работы Виже-Лебрен 1795 года и той же прическе, что и на ее портрете 1798 года. Через плечо идет лента ордена Св. Екатерины. Кротость, почти робость, и обаяние модели соответствуют характеру и манере поведения великой княгини, известным по воспоминаниям.
Избранные регалии контрастируют с ее изображением как частного лица, малая императорская корона должна сочетаться с лентой ордена Св. Андрея, голубой, одноцветной, но здесь отчетливо видна серебряная кайма ленты ордена Св. Екатерины, то есть, видимо, корона приписана позже.

В каталоге тверской выставки в Безансоне и Амьене воспроизведен еще один портрет Елизаветы Алексеевны того же типа из фондов Лувра, овальный. Совершенно очевидно, что между ним и портретом на фотоотпечатке есть связь; последний может рассматриваться эскизом овального портрета.
В луврском портрете есть двойственность. Прическа и платье еще павловского времени, но это уже не великая княгиня, а императрица. Те же кружева на рукаве, но на плечах горностаевая мантия. Голубая Андреевская лента на платье написана поверх красной Екатерининской. Общее решение портрета архаично. Оно вызывает воспоминание об овальном шпалерном портрете Екатерины II типа Рокотова, созданном двумя десятилетиями ранее.
На портрете из Лувра есть дата и подпись В. Л. Боровиковского. Однако мы знаем в его исполнении портреты великой княгини Елизаветы Алексеевны 1795 и 1796 годов, ничего общего с воспроизведенным не имеющие.

Конечно, по воспроизведению, как правило, трудно судить об авторстве, но не в данном случае. В парижском портрете холодная гладкая живопись, незаметная светотень. Стилистически чрезвычайно характерная живопись позднего Боровиковского, с резкой светотенью, не только не аналогична овальному портрету, но прямо противоположна ему. При этом облик самой изображенной, и, главное, ее прическа и наряд, никак не соответствуют 1813 году.
Уже во время коронации Елизавета Алексеевна выглядела и одевалась иначе, в начале XIX века новая императрица, естественно, была одета в стиле ампир, а в рассмотренных изображениях есть отсвет павловской и даже екатерининской эпохи. В то же время, если бы Боровиковский в 1813 году стал бы копировать облик юной Елизаветы Алексеевны, маститый художник воспользовался бы не чужим эскизом, а своим собственным типом ее портрета. Дата "1813" делает подпись Боровиковского совершенно неправдоподобной еще и потому, что по "реестру вещам, имеющимся в Императорской Шпалерной Мануфактуре", уже в 1805 году было два готовых шпалерных портрета императрицы Елизаветы Алексеевны°.

Все три портрета - фото, луврский и шпалерный, взаимно связаны. В них прослеживается эволюция разработки, начиная от эскиза, отмеченного непосредственностью и простотой, к парижскому портрету, исправленному в соответствии с изменившимся обликом повзрослевшей модели и с правилами государственной представительности. Окончательный вариант - в шпалере, являющейся результатом общих усилий художника и мастера ткачества.

Многие особенности данных изображений соответствуют условиям работы Тупылева над заказом Департамента уделов.
Какой еще автор мог и работать над портретом Елизаветы Алексеевны, и одновременно служить в Шпалерной мануфактуре, на что намекает сходство со шпалерным портретом Екатерины II, и кто при этом был бы немолод и склонен обращаться к старым образцам? Возможность сочетания всех этих особенностей еще в каком-то художнике кажется достаточно мало вероятной. И тем не менее вследствие искаженного представления о приоритетах того времени, на первый взгляд кажется, что у Туполева было меньше шансов быть допущенным портретировать высочайшую особу, чем у кого-либо.

Но это только на первый взгляд. Изучение биографии и деятельности Тупылева показали, что он пользовался большим авторитетом при дворе, ему доверяли ответственные задания. Кроме упоминавшегося программного двойного портрета Екатерины Великой и Иосифа II, им были выполнены, например, иконостас 1817 года в собственном императорском Аничковом дворце и иконостас в приданое великой княжне Анне Павловне, будущей королеве Нидерландской, а также та плащаница, с которой проходил знаменитый Пасхальный крестный ход вокруг Казанского собора. Перечисленные произведения - только небольшая часть обширного художественного наследия художника, которое еще предстоит оценить.

Примерами, доказывающими привилегированное положение Тупылева, являются, например, полученный им в 1795 году заказ "на раскраску книги Бардоновой" для великих княжон или беспримерные привилегии его семье. Пятеро его детей, в том числе дочери, учились в казенных учебных заведениях. Вдова получала по смерть, сыновья по поступление в службу, дочери до замужества жалование директора Шпалерной мануфактуры, не считая единовременной выдачи той же суммы в погашение долгов покойного. Так что Тупылева, в отличие от нашего времени, при дворе хорошо знали и ценили.

Гипотеза о выполнении живописных оригиналов шпалерного портрета императрицы Елизаветы Алексеевны И. Ф. Тупылевым имеет много косвенных подтверждений, но возможность его авторства обычно не учитывается. Привлечение внимания к решению проблемы создания одного из самых пленительных портретов несчастной Елизаветы Алексеевны, отличающегося удивительной, наивной сказочностью, может способствовать выяснению истины.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб, 1902,
т. XXXIV (67), с. 83.
2. Константинопольский проект - политическая утопия, заключающаяся в проекте восстановления Византийской империи, царствовать в которой должен был второй внук Екатерины, Константин.
3. ГРМ, тк-1045.
4. Коршунова Т. Т. Русские ткачи-шпалерники XVIII века. Приложение. Словарь русских ткачей-шпалерников XVIII века // ГЭ. Культура и искусство России XVIII века. Л., 1981, с. 95.
5. В ГМЗ "Царское Село" есть довольно наивный портрет Елизаветы Алексеевны искомого типа, работы неизвестного художника, в зеркальном изображении, с написанным вокруг овалом, что, как будто, свидетельствует о том, что гравюра с овального портрета существовала (инв. № ЕД 993).
6. ГМЗ ,,Царское Село", инв. № ЕД 1274.
7. РГИА, оп. 12, 1803, д. 1046, л.
8. La Russie romantique: peintures et dessins du musee des beaux-arts de Tver. S. A., 1996.
9. РГИА, ф. 468, оп. 11, д. 1632, л. 10.

Tags: живопись, искусство, история, тексты, чтение с интересом
Subscribe

  • про соцреализм и повседневность

    Тимофей Пустовалов. Реконструкция улиц Москвы. Садово-Смоленская. Этюд. 1938 Иван Петровский. Выходной день на Неве. 1937. (фрагмент) Ирина…

  • про соцреализм и индустрию

    Сначала картинки, потом буквы. Виталий Тихов. Стахановки завода им. ОГПУ. 1936-37. Александр Бугрин. Конвейер Сталинградского завода.…

  • про соцреализм

    Выставка " Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987" Информационный текст со стенда (попадаются занятные слова и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment