mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про еще одного художника


Август, герцог Сассекский (Augustus, Duke of Sussex) (1773-1843) ок. 1805-10. Масло на меди (Oil on copper). 61.0 x 46.0 cm
Работы Стрёлинга в Королевской коллекции позволяют проследить редкий пример преемственности между мастерами голландского золотого века и мастерами начала девятнадцатого века.
Стрёлинг вырос в Дюссельдорфе, где Иоганном Вильгельмом II, курфюрстом Палатином (Johann Wilhelm II, Elector Palatine) (1658-1716 гг.) была сформирована великолепная коллекция полированных, классических и элегантных (polished, classicising and elegant) работ (часто на меди) таких художников, как Адриан ван дер Верфф (Adriaen van der Werff) (1659-1722).
Стрёлинг работал по всей Европе, но большую часть первых двух десятилетий девятнадцатого века провел в Лондоне; между 1810 и 1820 годами его даже называли «Художником-историком принца Уэльского (Historical Painter to the Prince of Wales)».
Работы Штрёлинга в других местах, как правило, были портретами в натуральную величину, но в Королевской коллекции есть важная группа небольших портретов на меди, выполненных с мелкими деталями и глянцевой отделкой; Джозеф Фарингтон проницательно называл их «написанными в стиле Вандерверфе (painted in a Vanderwerfe manner)». Цена на эти «Картины кабинета (Cabinet Pictures)» Штрёлинга составляла 200 гиней каждая, внушительная сумма в те времена даже для работы в натуральную величину.
Эта работа соответствует формату набора из шести картин королевы и ее пяти дочерей, заказанных Георгом IV и доставленных в Дом Карлтона в декабре 1807 г., но впервые упоминанается в коллекции принцессы Софии, которая завещала ее королеве Виктории.
Герцог изображен стоящим в гористой местности в форме полковника лояльных северных бриттов (Colonel of the Loyal North Britons), положив правую руку на свой палаш.
Подпись: «Штрёлинг».
Происхождение: Возможно, нарисован для королевы Шарлотты; приобретен королевой Викторией в 1848 году

Картинка (и все последующие) с сайта Королевской коллекции.
Общую ссылку на результаты поиска сайт не дает, на конкретную страницу предмета тоже, не знаю, почему, там сразу переход на Филиппа, может из-за его памяти, так что ссылок не будет.

Еще один неизвестный мне художник, живший в России в конце 18 века и незаметно исчезнувший в Англии в конце 1820-х.



Статья из все того же чудесного русскомузейного сборника.

E. И. Гаврилова
Князь И. М. Долгоруков и другие в рисунках П.-Э. Штрелинга.

Питер-Эдвард Штрелинг или Строли (Stroehling, Stroely) (1768, Дюссельдорф - 1826 (?), Лондон) - малоизвестный миниатюрист, большую часть жизни прожил в Англии. В русских и немецких справочниках (Ровинский, Тиме - Беккер), а также в современных отечественных каталогах миниатюр (ГРМ, ГЭ, ГМИИ) его имя (в оригиналыной или англизированной транскрипции) связано как с немецкой, так и с английской школами.

Обширные сведения о начале его творческого пути, собранные Наглером (Мюнхен, 1847), учтены в лексиконе Тиме - Беккера. Но во всех изданиях словарей художников Бенези (Париж) и Бриана (Лондон) Штрелинг отнесен к русской школе.
Первый советский автор, писавший о творчестве иностранных мастеров в России, А. П. Мюллер (1889-1941) в своем неопубликованном словаре 1920-х годов систематизировала известные тогда сведения о немецко-английском (по ее определению) живописце.

Эдвард Штрелинг в юности приехал в Лондон, где обучился миниатюрной портретной живописи. Затем посетил германские княжества: Мангейм (1789), Франкфурт (1790/91), Майнц (1791), где был принят в качестве английского мастера.
Неясно, бывал ли он в Италии, но известно, что он посещал Вену, откуда в конце 1796 года прибыл в Санкт-Петербург.

Согласно материалам Тиме - Беккера двадцативосьмилетний Штрелинг явился в Москву на коронацию Павла I (состоявшуюся 5 апреля 1797) в роскошной карете, окруженный челядью. Он был принят как "знатный англичанин", тогда же поднес царю две миниатюры - аллегории "Торжество России" (ГЭ, публикация Н. Н. Врангеля) и с монаршей свитой вернулся в столицу. В последующие годы он исполнил ряд миниатюрных портретов царского семейства и придворной знати. В год убийства императора Павла I Штрелини покинул Петербург.

В 1802 году он работал в Варшаве и Берлине, а в 1803 году вернулся в Лондон.
Его портретные миниатюры, выполненны, акварелью и гуашью на костяных пластинах, имеются в музеях С. -Петербурга и Москвы, Лондона и Эдинбурга, Берлина и Франкфурта, Мангейма и Майнца, Вены и Варшавы (в итальянских и французских музеях их, видимо, нет).
Большая часть их относится к 1790 годам.
Почти все миниатюры имеют подпись "Stroely". Лишь "Семейный портрет" (Варшава) подписан "Stroehling de Dusseldorf".
Кроме портретных миниатюр и уже упомянутых аллегорических композиций, с его именем связывают четыре сюжета из жизни Петра I (в том числе композицию "Основание Санкт--Петербурга"), показанные на выставке в Лондоне в 1803 году.

По его рисункам граверы, работавшие в Англии: Дж. Вендрамини, Ф.-В. Боллингер, Е. Белл и другие, исполнили ряд листов.
В том числе гравированный пунктиром портрет (1805 и 1814) французского короля Людовика XVIII, находившегося в изгнании в Англии, и портреты некоторых особ, посетивших английскую столицу: прусского принца Вильгельма, генерала графа Л. Л. Беннигсена (одного из убийц Павла I), а также атамана М. И. Платова.
На всех гравюрах надпись: P. E. Stroehling.

...
В России он прожил пять лет.
В публикации об отъезде Штрелинга из России (Санкт-Петербургские Ведомости, 1801, № 105 от 24 декабря) он назван так: "Эдуард Стрелли, Диссельдорфской уроженец, со служителем Аглинской нации Иваном Вудом; жив. против Адмиралтейства в доме Графа Кутайсова".
Покинув Санкт-Петербург, художник направился сначала в Варшаву, затем в Берлин и в 1803 году прибыл в Лондон.

О позднем периоде его жизни сведений почти нет, кроме упоминания о названных выше работах и о периодическом участии живописца в лондонских академических выставках (1803-1826). Скудное графическое наследие Питера-Эдварда Штрелинга (или Строли), мастера немецкого происхождения, представляет английскую школу рисунка и входит в контекст европейского искусства XVIII века.

**
Вики-ру и вики-а содержат одни и те же буквы про Строли-Стрели.

Питер Эдвард Стрёлинг (Peter Edward Stroehling), также пишется Peter Eduard Ströhling, а иногда Stroely или Straely (1768 - ок. 1826) был портретистом из Германии или Российской Империи, который провел свои последние годы в Лондоне. Он работал маслом и в миниатюре, написал ряд королевских портретов.

Согласно большинству источников, Штрёлинг родился в 1768 году в Дюссельдорфе.
Однако один биограф утверждает, что он был русским немецкого происхождения, получившим образование за счет Екатерины Великой.
Он работал в Париже, Мангейме, Франкфурте и Майнце, а примерно к 1792 году учился в Италии.
В начале 1796 года он был в Вене и в том же году отправился в Санкт-Петербург, чтобы присутствовать на коронации Павла I в России, взяв с собой свиту слуг и представив себя английским дворянином.
Впоследствии он выполнил много портретных работ в Санкт-Петербурге и оставался там до 1801 года.
С 1803 по 1807 год он был в Лондоне, где, как и Иоганн Цоффани (Johann Zoffany), он предвидел значительно лучшие возможности заработать себе имя и состояние, чем при немецком дворе, и снова был там с 1819 по 1826 год. Он выставлял свои работы в Королевской академии между 1803 и 1826 годами.


Немцы знают некие подробности, почерпнутые у Наглера, если я правильно поняла.

Эдуард Штёлинг (Eduard Stöhling) был сыном дюссельдорфского красильщика и художника-декоратора Иоганна Бурхарда Стрёлинга и его жены Мари Гертруды, урожденной Блиссем. Он учился в рисовальной школе Ламберта Крахе (Lambert Krahe) в Дюссельдорфе, предшественнице Дюссельдорфской художественной академии.
Затем он работал в Мангейме и, возможно, в Париже в 1789 году, приехал во Франкфурт-на-Майне в 1790 году и отправился в Майнц в 1791 году.
С конца 1780-х годов писал миниатюрные портреты на слоновой кости.
В 1792 году он был в Берлине, где изобразил Луизу Прусскую (1770–1836). Стрёлинг стал востребованным портретистом европейской аристократии.
В 1792 году он отправился в Неаполь, чтобы изобразить Фердинанда IV, его семью и членов королевского двора. Может, он тоже работал в Риме.
Затем последовало длительное пребывание при императорском дворе в Вене с 1794 по 1797 год. В это время он начал добавлять в свои портреты аллегорические и мифологические элементы.
В 1797 году он отправился в Санкт-Петербург. Ему удалось принять участие в коронации царя Павла I в 1799 году и стать его придворным живописцем. После убийства Павла в 1801 году Стрёлинг переехал в Берлин, а в 1803 году - в Лондон.
Здесь он оставался до 1826 года, получал многочисленные прибыльные заказы и регулярно выставлялся в Королевской академии художеств.
С 1810 по 1820 год он имел титул исторического художника принца Уэльского, позже Георга IV, однако, когда принц стал королем, произошел раскол со Стреллингом.
В 1826 году Стрёлинг был вынужден объявить о банкротстве. Он уехал в Ирландию. Последний раз он был записан здесь в 1828 году с портретами сэра Ричарда Левинджа, шестого баронета (1785–1848) и его жены в замке Нокдрин недалеко от Маллингара.

Ну, разные мелкие несоответствия можно пропустить мимо ушей, да.

Картинки из Англии.
Сравнить их с миниатюрами русского периода можно в викимедиа


George III (1738-1820)
Эта работа принадлежит по дате и формату к набору из шести картин королевы и ее пяти дочерей, заказанных Георгом IV и доставленных в Карлтон Хаус в декабре 1807 года, но этот портрет был подарен принцессе Софии Георгом IV и вернулся в коллекцию, когда она была завещана королеве Виктории.
Король стоит со спаниелем у его ног на террасе с видом на Четырехугольник Виндзорского замка и Круглую башню; он носит Виндзорскую униформу с подвязкой, лентой и звездой Ордена Подвязки и знаком Ордена Бани. Подпись и дата: P. E. Stroehling Windsor 18th November 1807



Princess Mary (1776-1857)
Это одна из шести картин королевы и ее пяти дочерей, заказанных Георгом IV и доставленных в Карлтон-Хаус в декабре 1807 года, которые предполагают, что принцессы - это образцы достоинства и добродетели из древнего мира, демонстрирующие все женские достижения.
Принцесса Мария поддерживает классический барельеф головы Георга III в рамке; рядом с ней на столе стоят принадлежности художника, а за ней - жаровня с изображением Купидона. На обороте вырезано (Incised) имя художника и натурщика, надпись «Сделано в Виндзоре, 1807 год».
Написано для Георга IV; возвращен художнику на выставку в 1808 г.



Princess Elizabeth (1770-1840) Inscribed 1807
Принцесса Елизавета изображена в халате с подкладкой из горностая, держащей на коленях натянутый холст, на котором она рисует вазу с цветами на столе перед собой, а ее оборудование для рисования стоит на столе слева от нее.



Princess Augusta (1768-1840) Signed and dated 1807
Принцесса Августа изображена в халате, отороченном шкурой леопарда; на классическом столе - ваза с фруктами и партитура «Rule, Britannia (Правь, Британия)»; стена за ней украшена классическим рельефом корабля; музыкальные инструменты лежат на полу.



Princess Sophia (1777-1848) Signed and dated 1807
Здесь принцесса София работает над пяльцами, глядя на бюст Минервы; сзади на софе сидит маленький спаниель.



Queen Charlotte (1744-1818) Signed and dated 1807
Королева изображена в голубом платке поверх белого платья и с украшенной драгоценностями миниатюре Георга III на груди; слева - ее корона, держава и скипетр, покоящиеся на подушке, положенной на богатую подбитую горностаем мантию; рядом с ней - маленькая померанская собачка.



Frederica, Duchess of York (1767-1830) Dated 1807
Это одна из пары немецких принцесс, выполнено, вероятно, по заказу Георга IV: хотя ни одна из них не датирована надежно, обе имеют одинаковый размер и имеют порядковые номера в описи Карлтон-Хауса в 1816 году. Эта принцесса оказалась невесткой Георга IV: она изображена на террасе в саду в окружении четырех собак; в свободном белом классическом халате с синей шалью, перекинутой через левое плечо.



Louisa, Queen of Prussia (1776-1810) c.1797-1803
Это одна из пары немецких принцесс (German princesses), вероятно, по заказу Георга IV: обе имеют одинаковый размер и имеют порядковые номера в описи Карлтон-Хаус в 1816 году.
Трудно определить, когда это было нарисовано; Точная постановка Берлина предполагает, что это было то место, где портрет был написан, хотя такие детали можно довольно легко получить из других источников.
Идея изображения заключается в том, что королева (Queen) изображена в виде Гебы, виночерпия Юпитера, поэтому она держит кувшин и чашу рядом с орлом, атрибутом Юпитера, с лавровым венком победителя в клюве.
Однако это также прусский орел, а на заднем плане видны Бранденбургские ворота Берлина.
Это мифологический каламбур, который наделяет Пруссию громовыми и властными качествами Юпитера, а королеву Луизу - служением и юношеским обаянием Гебы.



Levin August, Count Bennigsen (1745-1826) c.1810-15
Граф Беннингсен был ганноверцем, блестяще служившим в русской армии во время наполеоновских войн. Здесь он изображен в униформе русского кавалергарда, с лентой и звездой русского Ордена Святого Андрея (Order of St Andrew of Russia), а также со значками Святого Георгия Русского (St George of Russia) и Святого Иоанна Мальтийского (St John of Malta). Строгий профиль, заключенный в нарисованный овал, предполагает, что этот портрет может быть частью серии выдающихся воинов, которые можно выгравировать, превратить в медали, рельефы или какую-либо другую декоративную форму.
Впервые записан во дворце Кью (Kew Palace) в 1860 году.



Matvei Ivanovich, Count Platov, Ataman of the Cossacks (1753-1818) Signed and dated 1814
холст, масло
Это одно из пары полотен, изображающих континентальных союзников, приехавших в Лондон на Конгресс 1814 года, когда они были написаны, вероятно, по указанию Георга IV. Эти две картины были упомянуты в 1816 году в хранилище (store) Carlton House с порядковыми номерами. Они обе написаны маслом на холсте, но имеют глянцевый блеск работы Штролинга по меди.
Матвей Иванович, граф Платов, изображен верхом на белом коне в форме казачьего генерала. Вид на Фонтенбло и других конных казаков на заднем плане.
Подпись и дата: «Stroehling 1814» с надписью на камне на переднем плане «A / FONTAINEBLEAU / 1814».
Вероятно, писалось для Георга IV, когда он был принцем-регентом; получен в Carlton House от Stroehling, июль - ноябрь 1814.

Tags: живопись, искусство, история, люди, музей, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про соцреализм и повседневность

    Тимофей Пустовалов. Реконструкция улиц Москвы. Садово-Смоленская. Этюд. 1938 Иван Петровский. Выходной день на Неве. 1937. (фрагмент) Ирина…

  • про соцреализм и индустрию

    Сначала картинки, потом буквы. Виталий Тихов. Стахановки завода им. ОГПУ. 1936-37. Александр Бугрин. Конвейер Сталинградского завода.…

  • про соцреализм

    Выставка " Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987" Информационный текст со стенда (попадаются занятные слова и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments