mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про старое

С мест сообщают, что про "это" я писала 9 лет назад.
"Это" для меня стало в свое время знаковым, с него началось изучение историй конкретных строений.
И изначально ничего такого крамольного в них не предполагалось).
Не ясно теперь, то ли информации было меньше, то ли я плохо умела искать, но текст менять не буду, поменяю картинки, тем более, что половина уже не отображается в старом посте.
Пусть тут будет отреставрированный вариант.



Про собор

Несмотря на впечатляющие подробности истории Фиренцы-Флоренции, известные из многочисленных вроде бы источников, история главного собора города - Санта Мария дель Фьоре, одного из основных нынешних туристических «аттракционов», темна и противоречива.


(вики)

Похоже на клубок с множеством разных ниток. За какую ни потянешь – ничего не вытянешь.
Утверждается, что на месте нынешнего собора раньше стояла церковь Святой Репараты. И была она кафедральной, то есть главной.
Репарата до сих пор считается вместе со святым Зиновием покровителями города. Почему они объединены – непонятно.

Еще Репарата считается покровительницей Ниццы, собор в честь нее построен в 1699 году, там и мощи есть, обретенные примерно тогда же. В Фиренце есть только мощи Зиновия, обретенные в неизвестный период (по крайней мере, они упоминаются, а мощи Репараты – нет).

Сама девушка жила в Кесарии в 3-ем веке AD, лет ей было то ли 12, то ли 15, то ли 20. Приняла мученическую смерть и ее душа отлетела в виде голубя. Больше ничего не известно. По некоторым преданиям тело ее было положено в лодку и ангелы дуновением привели ее в бухту Ангелов в Ницце.


Bernardo Daddi (ca. 1290–1348). Saint Reparata before the Emperor Decius. ca. 1338–40. Tempera on wood

Существует абсолютно такая же легенда про святую Реституту, про которую тоже ничего неизвестно, но жила она в Африке, а лодку ангелы привели в бухту Неаполя. И церковь, посвященная Реституте стояла на месте нынешнего кафедрального собора Неаполя.
Такие вот совпадения.

(Есть еще связанные с лодкой и бухтой легенды про святую Девоту (Юлию) с Корсики и святого Трофима (Sen-Tropez), но они несут в себе множество разнообразных подробностей, в отличие от.)

Во Флоренции бухт нет, но есть предание, что Репарата, явившись во сне римскому полководцу, помогла ему защитить город от нашествия, в честь чего и была построена церковь. Про Зиновия при этом ничего не говорится. Время постройки церкви является предметом дискуссий – то ли 4-ый век, то ли 6, то ли 9-ый. Раскопки, проведенные под собором, на мой взгляд, только все запутали.


**Эта картинка отображается, но сайт не открывается, не знаю, что это было.
Вот другая картинка про то же самое.**


Floor mosaics of Santa Reparata (Florence)

Вроде бы изначальное здание престраивалось 3 раза, последний - в XIII веке. Документов нет.


Bottega fiorentina, pietà, 1350 ca

Изучение легенд про саму церковь Репараты историками выглядят так:
Легенды
-Санта Репарата была построена в честь победы над остготами в день С. Репараты
-церковь существовала до битвы и была посвящена Сан-Сальваторе. После победы название было изменено.
-останки святого Зиновия были перенесены из Сан-Лоренцо в Санта Репарата, и относится это событие к 430 г.

Выводы
«Эпизод перенесения мощей приурочен к 9-му веку большинством ученых, потому что версия, согласно которой передача произошла в 5 веке основан на сказке епископа Андрея, который в свою очередь, основывается на легенде миланского епископа Simplicianus, который, по словам Андрея, написал биографию святого. Эта биография оказалась поддельной, она написана около 1130.

Несмотря на отсутствие доказательств, историками сегодня принята датировка 9-м веком на основе версии Андрея.

Кроме того, две другие легенды о происхождении не имеют твердых доказательств, потому что победа над остготами произошла в августе 405 или 406, но Санта Репарата отмечается 8 октября.
Во всяком случае, в 1353 году местными властями, Синьорией, официально принята легенда о том, что церковь была построена в честь Санта-Репараты.» (????????) (вики-а)

Все это просто замечательно, но не дает ответа на вопрос, когда и почему на самом деле была построена старая церковь.
Мало того, ответа на вопросы про церковь новую тоже нет.

Вроде бы решение о необходимости постройки нового храма большего размера и большей красоты было принято в конце 13-го века, и первый камень был заложен 9 сентября 1296 года.
(Потрясающая точность. Полагаю, что эта информация содержится в «Новой хронике» Виллани XIV века, по поводу которой тоже есть вопросы. «Джованни Виллани был провозвестником расцвета флорентийской историографии… Обстоятельства жизни Джованни Виллани в большей мере известны из его собственного сочинения: многочисленные упоминания о самом себе — черта, нехарактерная для средневекового хрониста… В гл. 136 кн. IX труда Джованни Виллани содержится первая из дошедших до нас биографий Данте Алигьери»<тут>. «Прежде считалось, что первое издание «Хроники» Виллани вышло в 1562 г. во Флоренции… Состояние рукописей неизвестно…» <тут>)

Проект был разработан известным архитектором того времени Арнольфо ди Камбио.
Строительство было начато без разрушения старой церкви – вокруг нее. При этом она продолжала функционировать. Это кажется очень странным. Особенно, если взглянуть на планы обоих зданий.


(вики)
**Не знаю, те ли это планы, что были тут раньше**

Через 6 лет после закладки камня архитектор скончался и собор сразу перестали строить почему-то. Тридцать лет жители города, видимо, ходили в храм через стройку.

Через 30 лет в старой церкви обнаружились мощи святого Зиновия, «и это сразу дало толчок строительству».
Толчок получился странный. Через три года после него главным строителем собора назначили Джотто и он сразу принялся строить … колокольню.
Когда Джотто умер, строительство (непонятно чего) продолжали разные другие товарищи и практически сразу после эпидемии чумы колокольню закончили. При этом каждый из череды товарищей вносил в проект свои собственные изменения, так что от проекта ди Камбио неизвестно, что осталось.

В 1375 году бедную старую, обстроенную со всех сторон, церковь Репараты наконец снесли, в 1380-ом закончили строительство нового здания.

Построили все, кроме купола. Нери ди Фиораванти такой создал замечательный для него проект, что никто не знал, как его реализовать. Куда после 1375 года ходили прихожане, не сообщается. Не в собор же без купола?

Через 28 лет наконец решили объявить конкурс на создание этого чуда конструкторской фантазии.
Победил Брунеллески, который придумал и внедрил новые технологии.

Интересно, а когда Нери ди Фиораванти создавал свой проект – он на что рассчитывал? На то, что через 70 лет явится Брунеллески? Кстати, есть сведения, что чертежи этих технологических чудес обнаруживаются в рукописях Леонардо. Якобы он так впечатлился, что их себе скопипастил)).

(В ходе раскопок 1965-1973 гг. среди остатков церкви Санта Репараты неожиданно обнаружилась могила Брунеллески, и немедленно возникает вопрос – когда его хоронили, подземные помещения еще использовались, видимо? А полностью закопали их вместе с могилой знаменитого соотечественника, когда новый пол клали в XVI веке? Или когда? И почему? Непонятно.)

Купол по новым технологиям закончили в 1436 году. Дальше возникают какие-то непонятки с внешней и внутренней отделкой.

На куполе построили фонарь, на фонарь водрузили шар с крестом – в 1461 г. «Этот медный шар был поражен молнией 17 июля 1600 и упал. Он был заменен еще большим два года спустя»
«Украшение галереи барабана Baccio d'Agnolo было не закончено после того, как его не одобрил ни больше ни меньше, чем сам Микеланджело»


(Если это те самые, то мне лично нравятся, в отличие от Микеланджело)).

**Но, видимо, не те самые, сайт не открывается, нашла другие картинки, хотя тоже с какими-то невнятными подписями про 19 век.


Stanze interne della cupola del duomo di firenze, stucchi delle sculture ottocentesche in facciata (Внутренние помещения купола флорентийского собора, лепнина скульптур девятнадцатого века на фасаде)**

Роспись купола была осуществлена больше чем через 100 лет - в 1568-79 годах.
Существующий мраморный пол был положен тоже в 16-ом веке.
Какой-либо цельной концепции внутреннего убранства в соборе нет. Самого убранства в принципе тоже нет. Тут – часы, тут – два кондотьера, тут - фреска с Данте…

***
Отступление
Поскольку Данте изображен на фоне завершенного собора, некоторые посетители остаются в убеждении, что поэт изображен в современных ему видах города. Вообще, с изображениями города и собора тоже какие-то неувязки.
Вот, как считается самое раннее изображение Флоренции, 1342 года выпуска


тут, тут крупнее.

Во-первых, собор, старый или новый, выглядит странновато, особенно в сравнении с баптистерием, а во-вторых, мне почему-то кажется, что три здания на картине претерпели какие-то изменения. По крайней мере выглядят они отдельно от всего остального изображения, не знаю, почему.

**Добавила фреску целиком


Bernardo daddi, madonna della misericordia, con le opere di misericordia e la più antica veduta di firenze, 1342, 00

Существует еще картина, автор Andrea di bonaiuto, дата выпуска 1366-1368 г.


Andrea di Bonaiuto. Santa Maria Novella 1366-7 fresco. Detail

Как ни странно, собор изображен уже завершенным, с куполом, фонарем и т.д.
Тут, конечно возникают вопросы к самому Андреа, откуда он вообще взялся. Оказывается, "Андреа Бонайути принадлежит к крупным итальянским художникам середины XIV века, однако его имя на несколько столетий было предано забвению, и возвращено из небытия лишь благодаря исследователям XIX века. Точных документов о датах его рождении и смерти не сохранилось" <тут>. Вопросы немедленно снимаются.

**Добавила картину целиком тоже


(тут)

Есть вроде бы карта Флоренции 1493 года тут, но на ней вообще все выглядит непонятно.
И есть еще картина художника 16-го века по имени Giovanni Stradano, который на поверку оказывается никаким не Giovanni, а очень даже Jan Van der Straet or van der Straat or Stradanus or Stratesis. Просто забавно.

***
Отсутствие убранства в соборе объясняется почему-то аскетизмом Савонаролы. Савонаролу казнили в 1498 г. И с тех пор ничего не поменялось? Купол-то расписали.
Савонарола с его аскетизмом ничего не имел против отделки фасада, которая как бы была.

«Оригинальный фасад, разработанный Арнольфо ди Камбио, обычно связывают с Джотто, но на самом деле его создание началось через двадцать лет после смерти Джотто».

Если это утверждение верно (все же – вики), то опять же странно создание фасада по проекту, разработанному 100 лет назад, тем более, что проект 100 раз уже поменяли все архитекторы, и почему художники и скульпторы должны были отнестись к нему более почтительно – непонятно.
(Тут доказательство существования отделки - Кодекс Рустичи с картинками.)
**Ссылка не открывается, про кодекс тут, возможно, доказательство - тут. **

Кто бы ни разрабатывал проект фасада, его реализовали, как утверждается, только наполовину, а в 1587 году сделанное и вовсе разобрали, мотивируя устарелостью. Теперь эти устарелости почему-то находятся в Лувре и Берлинском музее. (Так может фасад-то попозже разобрали? В веке 18-19-ом?)))

Страньше всего, что новой отделки не появилось ни сразу, ни через 100 лет, даже ни через 300. К созданию нового фасада приступили только в 1876 году. Поскольку про отделку других стен ничего не сообщается, видимо, нужно предполагать, что она была. Хорошенькая картина получается – все стены такие красивые, а фасад – голый, без ничего. Бедные флорентийцы.


Brogi Giacomo

Утверждается еще, что по праздникам его для красоты занавешивали расписными тканями. Видимо, как теперь завешивают стройки. Вот когда технология-то была разработана – 400 лет назад, а у нас только недавно про нее узнали. Отставание, панимаешь))
Правда, вот Сан Лоренцо до сих пор без отделки живет, и как так и надо, даже занавесочек никто не вешает. Но тем более странно выглядят эти истории с разборками фасадов.


Напоследок пара цитат из книжки «Флоренция. Все шедевры города»
«Собор был воздвигнут вокруг древней церкви, от которой он заимствовал простые линии и две колокольни»
Не поняла, где две заимствованные колокольни?

«в 1375 году церковь Санта Репарата была разрушена, но еще долго флорентийцы продолжали называть новый собор старым именем (понадобилось вмешательство городских властей, которые ввели большие штрафы, чтобы внедрить новое название, Санта Мария дель Фьоре)»
Тут я даже не знаю, что и сказать.

Короче, никакого стройного здания (каламбур) истории на фундаменте церкви Санта Репараты, что в Фиренце, у меня не складывается. А складывается какой-то сюрреалистический супрематизм)), вот.

Tags: архитектура, искусство, история, путешествия, храм, цивилизация
Subscribe

  • про необходимость

    вернуться, может быть. Ну как-то не думается, не интересуется, не пишется почему-то. Мозг отчаянно скучает, но меня не замечает, на запрос не…

  • про очень старые новости

    Некоторые особо одаренные личности хранят старые газеты (частично). Некоторые в них копаются). Поскольку в этот день (и в разные другие тоже) я…

  • про прогулку наконец-то

    Немного весны, немного природы, немного достопримечательности))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • про необходимость

    вернуться, может быть. Ну как-то не думается, не интересуется, не пишется почему-то. Мозг отчаянно скучает, но меня не замечает, на запрос не…

  • про очень старые новости

    Некоторые особо одаренные личности хранят старые газеты (частично). Некоторые в них копаются). Поскольку в этот день (и в разные другие тоже) я…

  • про прогулку наконец-то

    Немного весны, немного природы, немного достопримечательности))