mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про соцреализм


Выставка "Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987"



Информационный текст со стенда (попадаются занятные слова и выражения):

О выставке
В последние несколько лет в обществе наблюдается постоянное возвращение к советскому опыту с его амбивалентной травматичностью - как для многочисленных жертв системы, так и для огромного количества людей, неожиданно обнаруживших себя на руинах казавшегося вечным государства.

Для российской выставочной практики художественное наследие советской эпохи также является одной из самых чувствительных и неоднозначных тем. Несмотря на историческую дистанцию в 30 лет, так называемый соцреализм остается предметом ожесточенных дискуссий как в профессиональной среде искусствоведов, художников и критиков, так и в обществе в целом, разделяя его на два скорее политических, нежели эстетических лагеря.

Существенное обстоятельство, затрудняющее возможность выстроить полноценное представление о тех или иных периодах, - это гигантский масштаб (географический и количественный) и, как следствие, дискретность и относительная неизученность огромного корпуса изобразительного искусства, произведенного в СССР. Работы довольно быстро оседали в закрытых архивах и запасниках музеев по всей стране как по причине смены идеологических векторов, так и вследствие отсутствия площадей для экспонирования.

Отправной точкой выставки стало исследование коллекции и архива «РОСИЗО».
Подобно причудливой мозаике, эта исторически сложившаяся коллекция очень наглядно демонстрирует эклектичность, многослойность и неоднозначность явления под условным названием «соцреализм», его метаморфозы на всем протяжении существования «советской школы» в контексте смены культурных и исторических парадигм.

Структура экспозиции и выбор произведений продиктованы не столько стремлением выстроить ровный ряд шедевров, сколько выявить некий культурный срез, артикулировать историю и специфику этого уникального собрания, формировавшегося в условиях диктата идеологии и государственной системы функционирования искусства, и так или иначе обнажающего проблематику репрезентации этого материала сегодня. Коллекция интересна своей неоднородностью, сочетая известные имена и авторов второго ряда, неординарные, опережающие свое время работы и официозные образцы, доходящие до курьезности в стремлении угодить «линии партии и правительства», но также представляющие историко-документальный интерес. Однако выставка не является реконструкцией, а скорее представляет собой вольную интерпретацию: произведения из собрания «РОСИЗО» рифмуются с почти неизвестными публике работами из столичных и региональных музеев, коллекции Союза художников России, частных собраний.

В 1927 году в СССР широко празднуется десятилетие Октябрьской революции. На фоне этих юбилейных событий Сталин окончательно расправляется с оппозицией, заложив основы единоличной диктатуры и государственной системы СССР, просуществовавшей многие десятилетия. В экономике происходит сворачивание НЭПа, а вместе с ним и хоть какого-то частного рынка искусства, объявляется новый принцип планирования по пятилеткам, начинаются масштабные стройки, а также учреждается звание «Герой труда». В 1928 году стартует первый пятилетний план и появляется известная триада: коллективизация, индустриализация и культурная революция.

Через 60 лет, в 1987 году, Михаил Горбачев начал процесс перестройки, означавший существенную либерализацию советского режима, реабилитацию жертв репрессий, сближение и сотрудничество с западными странами, введение частной кооперации и начало кардинальной трансформации всей экономической системы. Перестройка стала точкой невозврата на пути к неизбежному распаду Советского Союза.

Выставка проходит в своеобразном культурном эпицентре на стыке эпох: проект представлен в залах бывшего Центрального дома художника (ныне - Новая Третьяковка), в течение многих лет принадлежавшего Союзу художников СССР и являвшегося основной выставочной площадкой для деятелей официального искусства. Образец советского модернизма второй половины ХХ века, здание находится сейчас посреди паркового комплекса «Музеон», куда была свезена утратившая актуальность городская скульптура советских времен; напротив располагается один из главных памятников сталинской архитектуры - Парк культуры и отдыха им. Горького.

В построении выставки использована и отражена характерная для репрезентации советского искусства форма экспонирования по хронологически-тематическому принципу. С конца 1980-х годов в залах Союза художников проходили важнейшие выставки современного искусства - от персональных экспозиций Роберта Раушенберга и других мэтров западной художественной сцены до ретроспективы Олега Кулика и выставок Премии Кандинского. Нынешняя экспозиция также включает специальный проект с участием современных российских художников.

Картинки про правителей.
Некоторых этикеток не хватает, сорри


(фрагмент)


Петр Мальцев. Встреча героического экипажа. 1938.


Дмитрий Кардовский. Сталин, Ворошилов, Каганович и Молотов на маневрах РККА. 1933. (фрагмент)


Николай Шестопалов. В.И.Ленин и И.В.Сталин. 1938.


Сергей Пустовойт. Ленин в Жювизи (из цикла "Ленин в Париже"). 1985. (фрагмент)




А.И.Китаев. Хрущев среди рабочих-строителей.1961. (фрагмент)


Александр Саханов. Строители (Н.С.Хрущев) 1964. (фрагмент)


Иван Пензов. Л.И.Брежнев в беседе. 1982.

Tags: живопись, искусство, люди, музей
Subscribe

  • про очень старые новости

    Некоторые особо одаренные личности хранят старые газеты (частично). Некоторые в них копаются). Поскольку в этот день (и в разные другие тоже) я…

  • (no subject)

    Тут некоторые в ближайшем окружении внезапно совсем нюх потеряли. В смысле запахов не чувствуют. Возрастающая неопределенность, да. Ждем-с.

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment