mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про Мартина и Францию


Augustin Palme (1808–1897). Saint Martin as bishop. 1857
Altar painting of Sankt Martin im Mühlkreis parish church (Upper Austria)



Мартин Турский (лат. Sanctus Martinus Turonensis; 316 - 8 ноября 397 г.)

Атрибуты:
человек верхом на лошади делит плащ с нищим; мужчина разрезающий плащ пополам; шар огня; гусь
Покровительство:
против бедности; против алкоголизма; Багрия, Мальта; нищие; Бели Манастир; Братиславская архиепископия; Буэнос-Айрес; Бургенланд; кавалерия; Бригада церковных парней и церковных девушек; Дибург; Наездники Эдингена; Фойано делла Кьяна; Франция; гуси; лошади; гостиничные хозяйства; трактирщики; Кортрейк; епархия Майнца; Монтеманьо; Ольпе; Оренсе; Пьетрасанта; Папская швейцарская гвардия; квартирмейстеры; исправленные алкоголики; всадники; Таал, Батангас; Бокауэ, Булакан; Епархия Роттенбург-Штутгарт; солдаты; портные; Утрехт; виноторговцы; Вирье; виноградари; виноделы; Виссманнсдорф и Вилладос



"Венанций Фортунат (Venantius Fortunatus) ранее заявил: «Везде, где известен Христос, почитается Мартин»"


Официальное житие Св. Мартина на русском в изложении Дмитрия Ростовского можно прочитать тут

В кратком изложении православного календаря отмечено:

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский.
...житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада.
Первое житие западного подвижника – оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан.



Также Мартин был первым святым, мирно дожившим до глубокой старости, и основателем первого франкского монастыря.


Часовню над могилой Мартина выстроил его непосредственный преемник на посту турского епископа.
Через сто лет возвели церковь.

История Мартиновой базилики в изложении вики-ру выглядит драматично.

Первая базилика была построена на месте захоронения святого Мартина в 471 году.
Норманнские завоеватели в 853 году при аббате Гильдуине сожгли первую базилику (как и все остальные церкви Тура).
На месте старой базилики в 903 году выросла новая, которая сгорела в 997 году.
Новая базилика в романском стиле была выстроена на том же месте и освящена в 1017 году, но также сгорела в 1096 году.
В 1175—1180 годах базилика была реконструирована и в таком виде (с некоторыми модификациями) просуществовала до 1562 года, когда была разграблена и частично разрушена гугенотами.
В полуразрушенном состоянии средневековая постройка продержалась до Великой французской революции, в ходе которой была окончательно уничтожена.
Нынешнее здание базилики было выстроено в 1886—1924 годах по проекту французского архитектора В. Лалуа в неовизантийском стиле. Оно было освящено в 1925 году.
Остатки средневекового аббатства — построенные в романском стиле башня Карла Великого (Tour Charlemagne, XI века) и Часовая башня (Tour de l’Horloge, XI века).



В течение примерно тысячи лет к месту захоронения, всячески украшаемому королевскими подарками, стекались многочисленные паломники.
Не нашла навскидку упоминания продолжения паломничества к полуразрушенной церкви.
Несмотря на разрушения и разграбления могила святого сохранилась.


В 1860 году при раскопках Лео Дюпона (1797–1876) были установлены размеры бывшего аббатства и восстановлены некоторые фрагменты архитектуры.
Гробница святого Мартина была вновь открыта 14 декабря 1860 года, что способствовало возрождению в девятнадцатом веке народной преданности святому Мартину.

После радикальной Парижской коммуны 1871 года произошло возрождение консервативного католического благочестия, и церковь решила построить базилику святого Мартина. Архитектором выбрали Виктора Лалу.
Он избегал готики ради смешения романского и византийского стилей, иногда определяемого как неовизантийский.
Новая базилика Сен-Мартен была возведена на части бывшего участка, выкупленного у владельцев.
Возникшая в 1886 году церковь была освящена 4 июля 1925 года.

Возобновление популярности Мартина во Франции было связано с его повышением в звании военного святого во время франко-прусской войны 1870–1871 годов.
Во время военного и политического кризиса франко-прусской войны Вторая империя Наполеона III пала.
После капитуляции Наполеона перед пруссаками после битвы при Седане в сентябре 1870 года было создано временное правительство национальной обороны и провозглашена Третья республика Франции.

Париж был эвакуирован из-за наступающего врага, и на короткое время Тур (сентябрь – декабрь 1870 г.) стал действующей столицей Франции.

Правые клерикалы продвигали святого Мартина как защитника нации от немецкой угрозы. Консерваторы трактовали драматический крах режима Наполеона III как знак божественного возмездия нерелигиозному императору.
Священники интерпретировали это как наказание нации, сбившейся с пути из-за многолетнего антиклерикализма.
Они проповедовали покаяние и возвращение к религии ради политической стабильности.
Разрушенные башни старой королевской базилики Святого Мартина в Туре стали символом упадка традиционной католической Франции.

После переезда правительства в Тур во время франко-прусской войны 1870 года к гробнице Святого Мартина привлеклись многочисленные паломники.
Его накрывала временная часовня, построенная архиепископом Гвибертом.

Популярная преданность святому Мартину также была связана с националистической преданностью Святому сердцу.
Флаг Сакре-Кёр, который несли ультрамонтанские католические папские зуавы (Ultramontane Catholic Pontifical Zouaves), сражавшиеся при Пате (Patay), был помещен на ночь в гробницу святого Мартина, прежде чем был взят в битву 9 октября 1870 года.

На флаге было написано: «Сердце Иисуса спасет Францию» и так далее.
на оборотной стороне монахини-кармелитки из Тура вышили «Сен-Мартен, защищающий Францию».
Поскольку французская армия одержала победу в Пате, многие из верующих сочли эту победу результатом божественной милости.
Популярные гимны 1870-х годов развивали тему национальной защиты под прикрытием плаща Мартина, «первого флага Франции».

В девятнадцатом веке французы под влиянием секуляризма, агностицизма и антиклерикализма в большом количестве покинули церковь.
Поскольку Мартин был мужским святым, преданность ему была исключением из этой тенденции.
Для мужчин, служащих в армии, Мартин Турский был представлен правыми католиками как мужская модель принципиального поведения.
Он был храбрым борцом, знал свой долг перед бедными, делился своим имуществом, выполнял требуемую военную службу, выполнял законные приказы и уважал светскую власть.



Впечатлившись папскими зуавами, попробовала найти битву при Пате.
Это оказалось сражение Столетней войны, состоявшееся 18 июня 1429 года.
Ничего не поняла((.

Tags: история, люди, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про художника и альбом

    Не могу вспомнить, почему меня заинтересовал какой-то бельгийский худо;ник по имени Pierre-Joseph Witdoeck. Может, потому, что он учился у другого…

  • про нетипичное здание

    Узнала про Большую синагогу в Пеште. Ну очень интересно, хотя ничего не понятно)). Здание похоже на христианскую церковь - с нефами, апсидой,…

  • про писателя

    Тема Золотого петушка получила некоторое побочное развитие. Прочла такой текст некоторое время назад: " Сюжет про царя Додона, его страсть к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments