mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про Мартина и молот

В вики-а есть чудесное:


Молот Мартина Турского, Катаринский монастырь, Утрехт, Нидерланды



Музей Catharijneconvent в Утрехте имеет в своей коллекции реликвию, которая называется «молот святого Мартина Турского» (лат. Maleus beati Martini).
Он был сделан в XIII или XIV веках из каменного топора эпохи поздней бронзы, датируемого ок. 1000–700 гг. до н.э., хотя датировка не ясна.

На рукоятке есть латинский текст: «Ydola vanurunt Martini cesa securi nemo deos credat qui sic fuerant ruicuri» («языческие статуи падают, пораженные топором святого Мартина. Пусть никто не верит в этих богов, которые так легко падают» ). Легенда гласит, что топор принадлежал святому Мартину и использовался, чтобы поразить дьявола и разрушить языческие храмы и статуи. (вики)


На сайте музея приведено обширное описание.
Надпись выглядит вот так:
+YDOLA / VANA RV / VNT MAR / TINI / CESA / SECURI / NEMO / DEOS CREDAT / QVI SIC / FVERANT / RVICVRI
Это стихи, оказывается.
И как обычно, ученые обнаружили ошибку в буквах, должно быть не RVICVRI, а RVITVRI.

Там есть картинки с надписью, можно разглядеть дракончиков.
Сюда эти картинки не вставляются((.


Экспонат просто прекрасен.
Молот 1000 лет до нэ, оформление 1300 лет после.
История обнаружения тоже чудесна.

Текст с сайта (г-перевод с нидерландского):

«Молот Сен-Мартена» - одна из немногих оставшихся реликвий Утрехтского собора. В описи ризницы 1504 года (RAU Dom, инв. № 2505) молот описывается как «Malleus Sancti Martini, cum quo percussit diabolum» (перевод: молот Сен-Мартена, которым он однажды ударил дьявола).

Ничего с уверенностью не известно об изначальной функции змеевикового молоткового топора, который обычно датируется поздним бронзовым веком (1000-700 гг. до н.э.). Из-за выпуклой верхней части и вогнутой нижней части, Achterop и Brongers, 1979, считают его одним из так называемых молотковых топоров «накенбогенге (nackengebogene)».
По их словам, этот тип топора в первую очередь имел практическую функцию, хотя они не исключают ритуальную функцию для некоторых сохранившихся топоров-молотов. Отсутствие следов износа на утрехтском экземпляре указывает на то, что он никогда не использовался в качестве инструмента.
Поэтому предполагается, что это языческий культовый топор, который позже был христианизирован.

На основании надписи принято считать, что «молот Сен-Мартена» был оправлен в серебро в 13 или 14 веках. Однако такие метрические надписи настолько традиционны, что не могут служить ориентиром для точного датирования. Следовательно, более ранняя дата не исключена.

Согласно анонимному описанию от 10 января 1919 г., «молот Сен-Мартена» был демонтирован в том же году.
В короне был найден красный шелковый мешочек, почти полностью погибший. В этой сумке было несколько осколков светло-коричневого, несколько гнилого дерева неопределенной породы, возможно, от оригинальной ручки.
Красный мешок с остатками дерева был помещен обратно в корону только после того, как он был снабжен новым белым шелковым футляром.

Из инвентарного списка 1504 г. из Утрехтского собора мы знаем, что молот хранился в ризнице этой церкви по крайней мере с того года.

Что именно произошло с молотком после Реформации в 1580 году, в значительной степени за пределами нашего восприятия.
Согласно Ван дер Вену (1968 г.), «молот Сен-Мартена» хранился в 1876 году в старом доме приходского священника святой Гертруды в Мариахуке в Утрехте.
Неизвестно, как и когда объект оказался в старом доме священника.
Согласно письму Ван де Вена Ахтеропу (1 ноября 1962 г.), кто-то должен был забрать реликвию из Утрехтского собора, но подробностей об этом нет.

После освящения новой соборной церкви Святой Гертруды в 1914 году как старая скрытая церковь, так и старый дом приходского священника в Мариахуке были заброшены.
Пастор К. Дилдер, который уже основал свой собственный музей в 1894/95 г., использовал старую скрытую церковь как место для более или менее постоянной выставки.
Хотя информации об этом нет, не исключено, что среди экспонатов был «молот Сен-Мартена».

В 1928 году [экспонат был в ] Старом католическом музее - это факт. Реликвия собора с самого начала была частью собрания этого музея.

Tags: вещи, искусство, история, музей, цивилизация
Subscribe

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • про семью и деревню на озере

    Про делла Торре и Реццонико. Еще немного итальянско-торриевого пафоса: " В последующие столетия семья Делла Торре всегда занимала важные позиции…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • про семью и деревню на озере

    Про делла Торре и Реццонико. Еще немного итальянско-торриевого пафоса: " В последующие столетия семья Делла Торре всегда занимала важные позиции…