mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про Пантеон опять


Jean-Baptiste Hilair. Le Panthéon de Paris en 1794-1795.

Позавчера мне тут напомнили, что пять лет назад от Арнегунды я плавно перешла к изучению парижского Пантеона и даже написала про него несколько сообщений.
Потом как обычно на что-то отвлеклась и про Пантеон не доизучала.
Как известно, лучше позже, чем как обычно, поэтому решила закрыть тему всё-таки.

Вот тут начало темы про аббатство Сен-Женевьев, в котором была одноименная церковь, которую разрушили и построили новую на другом месте и которая в итоге стала нынешним Пантеоном.
Тут и тут еще немного про Пантеон.



Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot (1713-1780)), был выбран архитектором новой церкви Сен-Женевьев по блату, потому как дружил с маркизом де Мариньи, братом мадам де Помпадур, который стал новым генеральным директором Королевских зданий.

Проект Суффло начал разрабатывать в 1755, приступил к строительству в 1758, столкнулся с трудностями, то ли финансовыми, то ли подземно-шахтными, преодолел их и в 1764 году зазвал Луи-15 на закладку первого камня перед якобы "холстом с изображением портика в полный рост".


Pierre-Antoine Demachy (1723–1807). Official Laying of the Cornerstone of the New Church of Sainte-Geneviève. 1765

На картине про закладку камня изображена трехмерная конструкция, поэтому кое-где утверждается, что холст был натянут на подрамник деревянный каркас. И даже фронтон нарисовали с буквами для реалистичности.
Так вот раньше первые камни закладывали, да.


Поскольку утверждается, что подземная крипта занимает площадь под всем зданием, можно предположить, что именно ее строил Суффло целых восемь лет.
Центральный криптовый зал оформлен дорическими колоннами, что исследователи связывают с посещением архитектором храма Нептуна в Пестуме приблизительно в 1748 г.
Непонятно, то ли никто до тех пор дорических колонн не видел, то ли они никого не впечатлили.

Предшественниками церкви в плане купола кое-кем называются римский Пантеон, лондонский собор Св. Павла и парижский Дом Инвалидов.

Сами франки отсылают к Темпьетто Браманте.
Судя по размерам, Темпьетто вполне может оказаться первым опытом подобной конструкции. А собор св. Петра еще не построили к тому времени)).

"Суффло создал свою церковь, опираясь на различные регистры:
Готический: структура, состоящая из сводчатых нефов, подкрепленных аркбутанами над проходами,
Византийский: с использованием купольного перекрытия,
Классический: купол барабана, с его внешним перистилем является ссылкой на Темпьетто Браманте,
но в основном греко-римской: перистиль с шестью колоннами интерколумний регулярным и треугольным фронтоном (уникальный в то время), коринфскими колоннами, несущими антаблемент - в то время как обычно было принято использовать квадратные колонны с арками (ср. церковь Сен-Сюльпис в Париже).
Из-за этих различных стилей, церковь Св. Женевьевы рассмотривалась Pierre Lavedan и Louis Hautecœur в качестве первого здания в стиле эклектики. Тем не менее, как правило, стиль здания классифицируется как неоклассика"

Приведу еще дополнительно цитату про стили из вики-ру, поскольку там используются другие термины и упоминаются непосредственно французские предшественники:

"Суффло был поклонником древнегреческой архитектуры и идей аббата Марка-Антуана Ложье, выдвинувшего теорию равноценности готического и античного искусства.
На этой эстетической основе Суффло разрабатывал оригинальный стиль французской классицистической архитектуры, совмещающей черты французского средневекового зодчества с антикизирующим классицизмом.
Такой сплав он назвал «греко-готическим стилем».
В основу композиции церкви Святой Женевьевы положена «французская схема», созданная Жюлем Ардуэном-Мансаром в его выдающейся постройке — церкви Дома инвалидов в Париже (1676—1706).
Такая композиция представляет собой совмещение плана византийского (греческого) креста, фасадов с «греческими» колонными портиками, барабана с «римским куполом» на одной вертикальной оси".


Проект в итоге пришлось переделать, к ветви хора добавить пролет, а к западной ветви "своего рода пронаос, то есть портик, который предшествует святилищу".

Суффло строил церковь до 1780 года, когда разгорелся скандал, вызванный утверждением, "что четыре группы из трех колонн, предназначенные для поддержки тройного купола, представленные архитектором, были недостаточно прочными и что здание могло рухнуть".

Возможно, от расстройства архитектор и умер.

"Остальная работа была поручена двум сотрудникам Суффло, архитекторам Ронделе и Бребион с помощью родственника Суффло, Суффло дит ле Ромен (Soufflot dit le Romain).
Их главный вклад заключался в замене массивных столбов на колонны, которые, по мнению Суффло, поддерживали купол.
Фронтон изготовил скульптор Гийом II Кусту (Guillaume II Coustou)".

(Этот родственник - то ли сын, то ли племянник - носил разные имена, одно другого прекраснее: Франсуа Суффло дит Суффло ле Ромен (François Soufflot dit Soufflot le Romain), Суффло ле Жен (Soufflot le Jeune) или Суффло ле Невё (Soufflot le Neveu).)


Кстати, в конструкции портика использовалась арматура:

"Портик содержит невидимую металлическую конструкцию. Это действительно армированный камень, а не просто скованный цепью, как это часто практиковалось в то время, поскольку расположение арматуры уже было таким же, как у железобетонной балки".

В 1791 году здание Сен-Женевьев было готово, хотя и без внутренней отделки, и революционеры решили сделать из него «Пантеон великих людей».
И обязательно надпись надписать на фронтоне - "Великим людям благодарное отечество".

Для этого действия привлекли архитектора Quatremère de Quincy (Антуан-Кризостом Катрмер-де-Кенси), видного масона помимо прочего.

(Собственно тут нет ничего удивительного, сам Суффло "также поддерживал тесные отношения с различными масонскими ложами, в которых нашел многих своих коллег-архитекторов")

Антуан-Кризостом убрал "световой люк и колокольни, которые стали ненужными. Изнутри он закрыл 38 из 42 окон, тем самым существенно изменяя циркуляцию света внутри здания."

Чтобы в Пантеоне стало темно и сыро).

"Удаление этих окон нарушило вентиляцию здания, увеличило уровень влажности и в двадцатом веке является источником трещин и эрозии металлических конструкций".

Укрепление купола произошло не сразу.

"Между 1796 и 1801 годами работа по укреплению памятника вызвала череду экспертиз, проектов и споров между архитекторами, такими как Антуан-Мари Пейр, Виль, Шарль де Вайи, Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Бронниар, Луи Франсуа Пети-Радель, Леон Водойе и инженерами и математиками, такими как Пьер-Симон де Лаплас, Шарль Босю, Гаспар де Прони), в которых, однако, победил Жан-Батист Ронделе.

...Посетив здание 13 февраля 1806 года, Наполеон очень заинтересовался возможными средствами, чтобы укрепить его, предложив поставить чугунные столбы для поддержки купола. Он выделил 600 000 франков на ремонт здания и по совету архитектора, г-на Фонтена, поручил Ронделе выполнение".


Дальше в течение почти ста лет здание меняло статус, назначение и декор.

- Во времена Первой Империи указом от 20 февраля 1806 г. здание было названо церковью Сент-Женевьев; это одновременно место захоронения великих людей страны и место поклонения. Таким образом, в склепе находятся гробы великих слуг государства, а в верхней части проходят религиозные церемонии.

- В начале Реставрации Пантеон оставался местом захоронения великих людей.
Королевское постановление от 12 апреля 1816 г. возвращает церковь Сент-Женевьев к католическому богослужению, предусматривая «удаление всех украшений и эмблем, чуждых католическому богослужению».
В 1819 г. бронзовые буквы, образующие фронтальную надпись, были удалены, но текст остался разборчивым.
Лишь в 1823 г. (для фронтона) и в 1826 г. окончательно исчезли следы прежнего назначения Пантеона.
В декабре 1821 года гробницы Вольтера и Руссо были перенесены, чтобы они не были видны широкой публике, но они оставались в здании.

- В свою очередь, июльская монархия отстранила церковь Сент-Женевьев от католического богослужения и вернула ее по назначению в качестве пантеона, который тогда назывался «Храмом Славы».
Давид д'Ангерс изменил дизайн фронтона, и снова появился знаменитый девиз «Великим людям благодарная родина».

- С 1848 по 1851 год, во времена Второй республики, это был «Храм Человечества».

- Во времена Второй Империи (1851-1870) здание снова стало церковью, и надпись снова исчезла.
Указ от 6 ноября 1851 г. не отменяет указа Луи-Филиппа, сохраняющего характер национального захоронения, установленного Революцией.
Церемония возобновления богослужений состоялась 3 января 1852 года.
Второй указ от 22 марта 1852 г. устанавливает условия богослужения.
Поскольку храм не является приходской церковью или церковью конгрегации, государство предусматривает следующие методы работы: «Сообщество священников создается для обслуживания церкви Сент-Женевьев в Париже. Это сообщество состоит из шести членов, которые носят титул капелланов Сент-Женевьевы, и декана. Капелланы Сент-Женевьев назначены с целью обучения проповедованию и молитве Богу за Францию ​​и за умерших, которые будут похоронены в сводах церкви».

- Как только была установлена ​​Третья республика, начались дебаты о возможности восстановления церкви Сен-Женевьев до ее статуса пантеона.
19 июля 1881 года докладчик Бенджамин Распай представил законопроект, озаглавленный: Предложение о законе, касающемся столичного капеллана Сент-Женевьевы и Пантеона. После обсуждения принимаются 3 статьи:
Статья 1: Восстановлен декрет-закон Национального собрания от 4-10 апреля 1791 года в отношении освящения церкви Сент-Женевьев в память о великих гражданах. Это здание получит название Пантеон. Надпись: «Великим людям благодарная Родина!» сохранится на фронтоне.
Статья 2: Община священников, носящих титул капелланов Сент-Женевьев, с деканом, упраздняется.
Статья 3. Указ от 20 февраля 1806 г., указ от 12 декабря 1821 г., указы от 6 декабря 1851 г., 22 марта 1852 г. и 22 мая 1862 г. отмененяются.
В 1885 году по случаю смерти Виктора Гюго и его захоронения в Пантеоне этот закон был введен в действие.
Отныне здание действительно является местом упокоения великих людей, почитаемых Республикой.

При смене назначения менялись символы.
Навершие купола:

- В 1790 году во время завершения строительства купола Жан-Батистом Ронделетом, на вершине купола был установлен временный крест в ожидании статуи Женевьевы, которая должна была увенчивать здание.
- В 1791 году архитектор Quatremère de Quincy заменил крест на La Renommée, статую Клода Дежу высотой девять метров, изображающую женщину с трубой.
- 20 февраля 1806 года Наполеон вернул здание в исходное положение, но оставил статую на вершине купола.
- 3 января 1822 года церковь была окончательно торжественно открыта. Сверху помещен позолоченный бронзовый крест.
- 26 августа 1830 года Луи-Филипп I преобразовал здание в пантеон. Крест сняли и заменили флагом.
- 6 декабря 1851 года по указу принца-президента Луи-Наполеона Бонапарта Пантеон был возвращен католическому богослужению, а на куполе был заменен золотой крест.
- 2 апреля 1871 года по просьбе Жана Аллемана коммунары отпилили поперечные перекладины креста и поместили наверху красный флаг.
- В июле 1873 года, в годы правления «морального порядка», был поставлен каменный крест высотой 4 метра и весом 1500 кг вместе с основанием и шаром.
- В 1885 году Третья республика вернула зданию статус «Пантеона», но не было сочтено необходимым убирать крест, который впоследствии был перекрыт громоотводом.

Иго туда, иго сюда...))



Видимо, еще будут буквы и возможно, картинки.
Но потом)
Tags: архитектура, искусство, история, люди, храм, цивилизация
Subscribe

  • про озеро и город ещё

    Вторая часть. Помимо истории человеческой, есть история природно-техническая, если можно так выразиться). Озеро Комо имеет 37 притоков. Основным…

  • про озеро и город

    Jean-Baptiste Camille Corot (1796–1875). Como and Lake Como. 1834 Попыталась узнать что-нибудь про историю озера Комо в целом, раз истории…

  • про семью и деревню на озере

    Про делла Торре и Реццонико. Еще немного итальянско-торриевого пафоса: " В последующие столетия семья Делла Торре всегда занимала важные позиции…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment