mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про журнал еще

Совершенно не умею читать тексты определенного вида.
Например, в том же журнале "Про книги" есть статья "Книги, изменившие мир. Корабль дураков".

Автор утверждает, что "почти все переломные моменты в истории общества ознаменованы расцветом сатирической литературы" и называет имена Салтыкова-Щедрина, Булгакова и Ильфа с Петровым.
Тут во мне сразу рождается сакраментальное "огласите весь список, пжалста" - переломных моментов, стран и авторов. Чтобы я тоже могла его проанализировать и сверить свои выводы с авторскими. Не принимает мой мозг чужих выводов, такая беда у меня.

Далее на основании отсутствия современных Щедриных делается предположение, что возможно, нынче момент не переломный, или "может быть, общество не хочет расставаться с прошлым". То есть про настоящее автору не очень понятно.

Зато про прошлое 500-летней давности ясно абсолютно все:
"На рубеже XV и XVI столетий такие проблемы не стояли. Люди хотели бесповоротно распрощаться с феодальными порядками."

"На смену средневековому аскетизму, отрицавшему ценность земной жизни и культивировавшему пренебрежение к человеческой личности, приходит гуманизм с его утверждением каждого человека как мерила ценности и оправданности общественных отношений".

В этой фразе мне видится столько разнообразных смыслов, параллелей, противоречий и бессмыслиц. что я теряюсь.

Если присоединить сюда приведенные через пару страниц цитаты из книги:
"Я объявляю дураками
Всех тех, кто двигает ногами,
В прыжках дурацких и круженьи
Находит удовлетворенье"
и
"Всесильна мода, говорят,
И вот на ней другой наряд -
Кургузый, чуть не до пупа..."

то становится вообще непонятно, о каком аскетизме идет речь, собственно?
И чего особенно феодального было в "дуростях", которые обличал Брант?
Все, что он критикует, успешно критиковали последующие 500 лет, да и сейчас не перестают.
Автор говорит далее, что "Корабль дураков" был среди тех книг, которые подготовили Реформацию".
Религиозные войны, соответственно, тоже. Варфоломеевскую ночь еще, и всякое такое.
Гуманисты, такие гуманисты.

"Каждого человека как мерила ценности" мы имеем удовольствие наблюдать последние 20 лет буквально за окошком, кстати, аккурат после "аскетизма" известной ушедшей эпохи. Параллелька, однако.

Вообще, в "Корабле дураков" изначально главным был совсем не текст, о чем недвусмысленно сообщается:
"Для тех, кто пренебрежет моим сочинением Или не сможет его прочитать, Глядя на изображение, они узнают, Каковы эти дураки"
Но символика картинок не обсуждается в статье. Хотя черный пиар пятивековой давности тоже успешно параллелится с нынешними реалиями.

А еще про картиночного автора замечательно:
"Имя художника, иллюстрировавшего "Корабль дураков", в оригинальном издании не указано. Современные искусствоведы это имя назвали: Альбрехт Дюрер"

***
Про искусствоведов и рынок поддельных произведений искусства в этом журнале тоже есть статья)))
Там много прекрасного и удивительного, но мне больше всего понравилось вот это:
"Легендарный Энтони Блант - историк искусства, хранитель королевской картинной галереи, друг и учитель Эрика - охотно подписывал сертификаты на его фальшивки, пока сам не был обвинен в шпионаже в пользу Советского Союза, как один из знаменитой "кембриджской четверки", и не умер в 1983 году"

По поводу подделок у меня вопрос возникает - если сейчас такой разгул на тему пользующихся сегодня спросом изделий, то почему предположение о подобной деятельности в позапрошлом веке на тему изделий, пользовавшихся спросом тогда, вызывает бурю возмущения? Как следует из прочтения "Корабля дураков", хотя бы, люди нисколько не изменились за прошедшие века.))

***
И еще в журнале есть статья "Города земного мира", посвященная атласу Civitates Orbis Terrarum в 6 томах, издававшемуся с 1572 по 1618 г., по прочтении которой у меня образовался очередной вопрос:
Почему единственным городом, к плану которого прилагались портреты исторических лиц, является Константинополь, а историческими лицами - турецкие султаны, "начиная с основателя Османской династии - Османа (Оттомана, 1259-1324/1326)"?
Я в великом недоумении просто.

***
И это еще не все интересное. Очень хороший журнал оказался)))
Tags: печаль, тексты, цивилизация, чтение с интересом
Subscribe

  • про необходимость

    вернуться, может быть. Ну как-то не думается, не интересуется, не пишется почему-то. Мозг отчаянно скучает, но меня не замечает, на запрос не…

  • про былое лениво

    потому что жарко) А 2 года назад еще можно было ездить везде. Фантастика, да.

  • про очень старые новости

    Некоторые особо одаренные личности хранят старые газеты (частично). Некоторые в них копаются). Поскольку в этот день (и в разные другие тоже) я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments