Получилось много картинок, поделила на две части.
"На протяжении всей истории девятнадцатого и двадцатого веков, от Первой империи до начала Четвертой республики, каждая действующая держава использует предназначение этого здания как подтверждение своей концепции государства и, в частности, своих отношений с религиозной властью."
Видимо, при написании статьи для вики-фр, использовались разные источники, некоторые сведения повторяются, другие дополняют друг друга, иногда странным образом.
- при окончании строительства в 1790 году уже существовал фронтон, изготовленный скульптором Гийомом II Кусту (Guillaume II Coustou, 1716—1777).
- Революционный период (1789-1799)
Религиозные символы удалены, а фронтон изменен с учетом революционного мотива.
Скульптуры фронтона, изображающие сияющую славу в окружении ангелов, и барельефы перистиля, иллюстрирующие некоторые эпизоды из жизни Святой Женевьевы, были уничтожены.
Новый мотив скульптора Жана Гийома Моитта (Jean Guillaume Moitte), завершившего свою работу в 1793 году, представляет собой Отечество, венчающее добродетель, в то время как Свобода держит за гривы двух львов, прикрепленных к колеснице, которая сокрушает деспотизм, а гений опровергает суеверие.
Ни в одном из двух вариантов имеющегося изображения Сен-Женевьев до прихода революционеров Славы в окружении ангелов я не заметила. Ну если только Слава в виде креста. Да и то это изображение встречается реже, чем другое.
1
Eglise Sainte-Geneviève. (A Paris). 1781
Poulleau, Claude René Gabriel (1749-17..). Graveur. Lequeu, Jean-Jacques (1757-1826). Dessinateur du modèle. Soufflot, Jacques Germain (1709-1780). Dessinateur du modèle
2
Plan général de l'église de Sainte-Geneviève, de la place & de la rüe au devant , suivant le dernier projet présenté au Roy par Mr le Marquis de Marigny, approuvé par Sa Majesté le 2 mars 1757, inventé et dessiné par J. G. Soufflot
Скульпторов Кусту было несколько,
Вроде бы Гийом-2 являтся автором вот такого чудесного фонтана:
3
вики
Жан Гийом Моитт (1746-1810) тоже был сыном служителя муз - художника и гравера (Пьера-Этьена Моитта, 1722-1780).
Его фронтон я тоже не обнаружила.
Зато "Он копирует модели доспехов, оружия, шлемов и другого антиквариата, включая барельефы колонны Траяна"
4
вики
На Галлике есть несколько его чудесных работ, но тут их пока не будет)
На одной есть слава, львы и колесница, но вряд ли это то, что надо))
5
Hommage a la deuxième législature : premier basrelief placé sur l'Arc de Triomphe elevé au Champ de Mars, pour la Fédération générale des Français, célébrée à Paris le 14 juillet 1790 : [estampe] / [J.B. Lucien] ; [eau-forte par J.L.C. Pauquet]
Посвящение второму законодательному собранию: первый барельеф на Триумфальной арке, возведенной на Марсовом поле, для Всеобщей федерации французов, отмечаемой в Париже 14 июля 1790 г .
(Paris). 1791-1792
Хотя есть вот такая еще картинка, может быть, это как раз она, жалко, что мелкая, что не подписана, и что не датирована.
Зато имеется куча статуй))
6
[Façade de l'église Sainte-Geneviève ou Panthéon français] [non identifié]. [Ca 1791]
- Консульство и Первая империя (1799-1814)
Пантеон, недостроенный во время революции, остался с большим краном на месте и каждую зиму приходил в упадок; Мерсье после посещения в конце 1795 года описывает его с установленными лесами, гипсовой пылью и обломками незавершенного строительства; 27 марта 1796 года сын Суффло взял на себя руководство работами, а с 3 мая 1801 года - Ронделе.
Внезапно! Пантеон оказался недостроенным.
Зато есть такое изображение, непонятно про что и про когда.
7
Panthéon - Église Sainte-Geneviève à Paris. After Pierre-Antoine Demachy (1723–1807). Louis Joseph Mondhare (1734–1799)
- Первая и вторая Реставрации [монархии] (1814-1830 гг.)
Людовик XVIII решает вернуть здание в его первоначальное предназначение путем освящения: 3 января 1822 года, в день святого покровителя Парижа, церковь открыл архиепископ Парижа монсеньор де Келе в присутствии королевской семьи.
Соответственно видоизменен фронтон.
Теперь он представляет собой каменный крест посреди лучей молнии; формула «Великим людям благодарное отечество» заменена надписью «D.O.M. sub invocat. S. Genovefae. Lud. XV dicavit. Lud. XVIII restituit».
Иллюстрации:
8
The Pantheon. Robert Batty (1789–1848). Charles Heath (1785–1848). 1820
Непонятно, что изображено на фронтоне, но виден недострой окружающей среды.
9
Panthéon - Eglise Sainte-Geneviève. 1829. Augustus Charles Pugin (–1832). Augustus Pugin (1812–1852)