- Июльская монархия (1830-1848)
Луи-Филипп снова превратил здание в пантеон распоряжением от 26 августа 1830 года.
11 декабря 1830 года министр внутренних дел издал законопроект о восстановлении Пантеона, который так и не увидел свет, но свидетельствует об интересе, проявленном новый режим в Пантеоне.
27 июля 1831 года в присутствии Луи-Филиппа и его сыновей, императора Дона Педро, министров и маршалов Франции Карл X заказал у Франсуа Жерара четыре картины: «Смерть, Отечество, Справедливость и Слава». Жерар умер в 1837 году, эти картины были выполнены его учениками.
В статье франкской вики про Жерара нет упоминаний про заказ картин для Пантеона. Это разумеется никакой не показатель. В другом месте сказано, что "На подвесках Карвалло (Sur les pendentifs, Carvallo peintre) по рисункам Жерара пишет аллегории, относящиеся к Первой Империи".
Но кто такой этот Карвалло, я не нашла((.
Под куполом действительно есть такие изображения, но высоко и картинки в вики плохие.
Заметила только, что у Патрии изображен кельтский крест, а у Глории нимб из лучей как у Гекаты, ну или статуи Свободы.
В Пантеоне на стенах пониже есть другой набор картин, более поздний.
Выполнил его Жак Шарль Фернан Умбер (Jaques Charles Fernand Humbert, 1842—1934).
"В 1874 году начинает писать свою «работу всей жизни» «Pro Patria» (За родину), представляющую серию настенных картин, украшающих парижский Пантеон, которую завершил в 1900 году. Основной темой этого цикла были история Франции и Парижа, а также изображение Триумфа Республики".
Список Умбера: L'Humanité, La Consolation, La Famille ou Le Travail, La Fraternité ou La Charité, La Liberté, La Patrie ou Le Patriotisme, La Prière ou L'Idée de Dieu, La Prospérité (Человечество, Утешение, Семья или работа, Братство или благотворительность, Свобода, Отечество или патриотизм, Молитва или идея Бога, Процветание)
10
Ferdinand Humbert (1842–1934). Pro patria
Panthéon - La Liberté
У них там в викимедии про Пантеон всё перепутано или я ничего не понимаю(((. Файл именуется Свобода, а в подписи к нему стоит Про Патриа. И так неоднократно случается там с другими произведениями.
Тут остальные картины Умбера.
Между 1831 и 1837 годами Давид д'Ангерс (David d’Angers) создал скульптуру для фронтона La Patrie, венчающую знаменитых мужчин.
Гипс этого барельефа можно увидеть в галерее Давида д'Анжера в Анжере. В работе ему помогал Ипполит Майндрон.
Мотив представляет в центре La Patrie, раздающую венки великим людям, между Свободой справа, которая дает короны, и Историей слева, которая вписывает имена на свои скрижали.
Мне не удалось найти "Гипс этого барельефа", к сожалению.
Но вероятно, это доныне существующий фронтон, поскольку дальше он нигде не упоминается.
Давида д'Анжера на самом деле зовут Пьер Жан Давид (Pierre Jean David), известный как Давид д’Анже или в дореволюционном написании Давид Анжерский (David d’Angers, 1788—1856), и он очень плодовитый автор.
Остальные работы и аранжировки выполнены под руководством архитекторов Ронделе-сына, Балтарда и Дестуша (Rondelet fils, Baltard et Destouches).
Это мощение и ступеньки крыльца, выравнивание периметра и установка дубовых дверей.
Наконец, было решено окружить памятник сеткой из пальмет. Ее дизайн, как и дизайн двух бронзовых канделябров, принадлежит Луи-Пьеру Бальтару (Louis-Pierre Baltard), архитектору и граверу. Реализация поручена архитектору Дестушу (Destouches).
Бальтар также восстанавливает фонарь на куполе (lanterneau du dôme), снятый во время революции.
То есть до этого ни дверей, ни крыльца, ни двора приличного с периметром не было?
И фонаря на крыше? А вместо фонаря кусок крыши-то был, надеюсь?
Про этих архитекторов я тоже почитала, нашла занятное на следующий раз).
- Вторая республика (1848-1852)
В 1848 году Ледрю-Роллен и временное правительство наняли художника Поля Шенавара (Paul Chenavard) для внутренней отделки.
Он проводил исследования в течение трех лет.
Он представлял себе историю человечества и его моральную эволюцию, интерпретируемую как серию преобразований, ведущих к всеобщему и провиденциальному концу.
Левая часть представляла собой языческую эпоху; хор с проповедью Евангелия олицетворял конец древних времен и начало новых.
Справа фрески изображали современность.
Наконец, в центре должен был быть помещен гигантский синтез «Философии истории», новой Афинской школы девятнадцатого века, окруженной «Адом», «Чистилищем», «Воскресением» и «Раем».
Этот проект был остановлен указом 1851 года.
11
Paul Chenavard (1807–1895). La Palingénésie sociale ou La Philosophie de l'histoire
carton pour la mosaïque destinée au sol du Panthéon, sous la coupole. Ce projet n'a jamais été exécuté.
1895 (au plus tard)
musée des Beaux-Arts de Lyon
Еще про этот чудесный проект:
Установленная под центральным куполом основная мозаика, подготовленная этим картоном, должна была представлять La Palingénésie sociale.
Эта круглая композиция, включающая более 150 знаков или символов, очень отмеченных масонскими идеями, разделена на три регистра: Прошлое, в котором доминирует Христос во славе, ангелы, символы евангелистов, греческие и нордические боги, Настоящее в центре портика синкретическое изображение различных религий, персонажей античности и Библии, затем великих фигур современности, наконец, L'Avenir (на месте вырезанной части, не вынесенной) должен был представлять возвращение хаоса, прелюдия к возрождению высшего человечества.
- Вторая империя (1852-1870)
Церковь является предметом многих застроек.
Религиозная мебель была поставлена на место, а надпись «Великим людям благодарная Отчизна» снята.
В дополнение к алтарю апсиды из белого мрамора были установлены два алтаря, один посвящен святой Женевьеве, другой - святому Людовику.
Могилы Руссо и Вольтера обшиты досками, так что их больше не видно.
В 1853 году блестящий органостроитель Аристид Кавай-Коль изготовил и установил новый орган - восьмифутовый инструмент с двумя клавишными и 21 упором.
Государство приказало разместить две группы статуй Ипполита Майндрона под входным перистилем: Аттила и Сен-Женевьева (1857 г.) и «Преображение Хлодвига» Сен-Реми (1865 г.).
Установлены две боковые двери: бронзовые, спроектированные Констан-Дюфе и отлитые господами Симонне, отцом и сыном. Они несут дату MDCCCL (1850 г.).
Эти две большие группы были возвращены в музейные запасники во время последней реставрации памятника, и поэтому сегодня их нет на месте.
Статуи возможно, эти:
12
Praying Sainte Genevieve disarm Attila - Scuplture by Etienne-Hippolyte Maindron (1857), exhibited in Notre-Dame church, Cholet, France
13
Clovis baptised by Saint Remi - Scuplture by Etienne-Hippolyte Maindron (1865), exhibited in Notre-Dame church, Cholet, France
- Третья республика (1870-1940)
Во время осады Парижа в 1870 году склеп Пантеона был преобразован в пороховой погреб, в котором размещались всевозможные снаряды. Подземные галереи также служат убежищем для жителей района, пострадавших от прусских бомбардировок.
Во время Парижской Коммуны в 1871 году Коммунар Франсуа Журд объявил толпе, что Пантеон будет отстранен от религиозного поклонения, чтобы его посвятили поклонению великим людям.
Муниципалитет продолжал использовать его как склад для оружия и боеприпасов. Повстанцы использовали его как штаб во время боев.
Реставрация (использование в качестве) церкви до 1885 г.
В июле 1873 года архитектор Луи-Виктор Луве провел реставрацию и заменил крест на вершине купола.
В 1874 году был размещен заказ от маркиза де Шенневьера (marquis de Chennevières), директора изящных искусств, который поручил отцу Боннефою, декану Сент-Женевьевы, разработать иконографическую программу для большого цикла картин по истории Франции.
Пропаганда морального порядка стремилась отстаивать католические и монархические основы Франции.
Раскрашенные предметы представляют собой три фигуры, олицетворяющие эту нацию: Хлодвиг для Меровингов, Карл Великий для Каролингов и Сент-Луис для Капетингов.
Также присутствуют три христианские фигуры, связанные с монархией: Сен-Дени, Сен-Женевьева и Жанна д'Арк.
14
Panneu central de la frise surmontant "Sainte Genevive ravitaillant Paris", situe sur le mur nord choeur.
Деконфессионализация с 1885 г.
В 1885 году похороны Виктора Гюго привели в действие закон от 19 июля 1881 года, сделав здание пантеоном.
Убран религиозный инвентарь и возвращается надпись «Великим людям Благодарное Отечество».
В этом месте орган слышат в последний раз, потому что в 1891 году по соглашению между военным департаментом и общественными работами орган был передан церкви военного госпиталя Валь-де-Грас, куда он был переведен в том же году.
Тайм-лайн окончен).
Осталось непонятно, куда отнести такой фронтон.
Хотя в вики сказано, что это картинка Суффло из Нацбиблиотеки, на галлике ее нет. Вроде бы.
15
Façade principale du Panthéon de Paris, projet (réalisé) de Jacques-Germain Soufflot
Paris BNF, cabinet des estampes
Еще веселая картинка
16
Drawing of Panthéon by Pierre-Antoine de Machy. 18th century
Судя по обилию квадратных скобок в библиотечном описании, ни даты, ни автора не имеется.
Тема фронтона не раскрыта.
А это по-моему лучший из фронтонов))
17
The Pantheon. Line engraving by S. Porter.
Подпись в источнике:
Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet Lamarck; with a view of the Pantheon, Paris. Stipple engraving by J. Hopwood, 1805, after J. L. David and by S. Porter.
Ну и напоследок: не знаю, как сейчас, а после деконфессионализации, в 1918 году было вот такое странное сочетание в убранстве.
18
Le Panthéon [Image fixe] : Bacchus : Le baptême de Clovis : [photographie de presse]
Paris : diff. par l'Agence Meurisse, 1918.
Надеюсь, это всё про фронтон)