mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:

про другого Готи

Побочные следствия изучения парижского Пантеона.
Просматривая списки известных людей с фамилией Готи-Готье, обнаружила в ЭСБЕ Золото Нибелунгов некоего Аурелио Готти.

Готти (Aurelio Gotti) — итальянский педагог и писатель по истории искусства; родился в 1834 г.; директор флорентийских музеев. Написал: «Giudizio е lavoro, cenni biographici» (1871), «Storia delle gallerie di Firenze» (1872), «Vita di Vittorio Emanuele» (1882) и др.

Попытка беглого поиска более подробной информации успехом не увенчалась.
Вики-итальянцы (остальных просто нет) в биографии ограничились реально парой строк:

Аурелио Готти (Флоренция, 16 марта 1833 г. - Рим, 7 января 1904 г.) был итальянским писателем.

В 1857 году участвовал в составлении словаря Академии делла Круска, а в 1859 году стал генеральным инспектором начальных школ первой степени в Тоскане. Автор биографии (1895 г.) Беттино Рикасоли, в 1869 г. опубликовал «Беседы школьного учителя», в которых выразил свою педагогическую мысль.


Я уже было собралась написать краткое сообщение, но решила все-таки пройтись по двум ссылкам, любезно приведенным в вики-статье.
И с кратким сообщением не сложилось((.



Не знаю, поленились ли итальянцы что-то писать про Аурелио или сознательно решили промолчать.

После изучения все-таки имеющейся в сети биографии я наскоро проверила сведения по истории галереи Уффици - в виках, на сайте и в путеводителе.
В общем, история галереи в 19 веке отсутствует как класс...


Директорство Готти в "флорентийских музеях" в вики не упоминается, книжка пр Виктора-Эммануила и некоторые другие - тоже.
Список его печатных работ по версии вики-ит:

- Дополнение к тосканским пословицам Джузеппе Джусти, Сиена, Типография Тосканского института глухонемых (Tipografia del R. Istituto toscano dei sordo-muti), 1854 г.
- Выступления учителя для устного учебного реферата. С приложением двух сочинений о начальном образовании, Флоренция, Successori Le Monnier, 1869.
- Суждение и работа. Биографические заметки выдающихся деятелей искусства, литературы, науки, Флоренция, Successori Le Monnier, 1871.
- Галереи и музеи Флоренции. Историческая речь (Discorso storico), второе изд. исправленная и дополненная, Флоренция, тип. М. Челлини и К., 1875 г.
- Жизнь Микеланджело Буонарроти: рассказано с помощью новых документов, 2 тома, Флоренция, Типография делла Газзетта д'Италия, 1875.
- Жизнь барона Беттино Рикасоли, Флоренция, Successori Le Monnier, 1894 год.
- Отдельные страницы моей жизни, Рим, Fratelli Bocca, 1892.
- О начальном или народном образовании в связи с последними государственными программами, Рим, Società Edit. Dante Alighieri, 1895 г.
- Итальянцы 19 века, Читта ди Кастелло, С. Лапи, 1911 год.
Редактирование
- Пьер Франческо Джамбуллари, Об истории Европы. Семь книг под редакцией Аурелио Готти, Флоренция, Ле Монье, 1856 г.
- Публий Вергилий Маро, Энеида, вульгаризированная Чамполо ди Мео дельи Угургери Сенезе (L'Eneide, volgarizzata nel buon secolo della lingua da Ciampolo di Meo degli Ugurgeri senese), под редакцией Аурелио Готти, Флоренция, Ле Монье, 1858.
- Письма и документы барона Беттино Рикасоли, под редакцией Марко Табаррини и Аурелио Готти, 10 томов, Флоренция, Ле Монье, 1887-1898 гг.


Этрусская академия знает про Аурелио несколько больше:

Литератор, филолог и лексикограф.
Член Колумбарии (Membro della Colombaria) (1855 г.), в 1859 г. он стал специальным инспектором малых и средних школ в Тоскане. Член Академии Георгофили (dell'Accademia dei Georgofili) (1866) и директор флорентийских галерей (1866/1878).
Деятельность в Академии
Член второй депутации ежедневных сборников с 1858 по 1859 год, он работает в основном над буквами C, D, E, F; он также входит в состав депутаций по пересмотру образцов (1861 г.) и по последнему пересмотру с 1870 г. Покинул академию в 1894 г.


Есть некая итальянская энциклопедия (не знаю, одна ли она или есть еще какие-то):

"Основание Института итальянской энциклопедии произошло в 1925 году по инициативе Джованни Треккани дельи Альфьери и Джованни Джентиле. Со временем Treccani сопровождал историю Италии, внимательно следя за ее событиями, становясь систематическим свидетельством итальянской культурной самобытности, но также и надежным проводником в открытии современного мира, с обновлениями, которые внимательно следят за самыми последними достижениями во всех областях знаний."

В редакции 1933 года сообщение тоже довольно лаконично:

"В 1864 году он взял на себя управление флорентийскими галереями, и был директором с 1866 по 1881 год.
В Национальной библиотеке Ф. Лемонье (чья биография была опубликована Готти в 1885 г.) он напечатал «Дополнение к тосканским пословицам» Дж. Джусти (1850 г.), «Историю Европы» Джамбуллари (1856 г.), популяризацию «Энеиды Угургери» (1858 г.) и собрание сочинений праведников Джусти (1863 г.).
...Галереи и музеи Флоренции (Флоренция, 1872 г.) и Житие Микеланджело (Флоренция, 1875 г.) представляли некоторую ценность в свое время.


А вот в редакции 2002 года текст уже оказался весьма обширный.

Из него можно узнать, что у Аурелио было семеро детей, но трое умерли во младенчестве, а четвертый в 19 лет. Что стало с остальными, не сказано.

Еще можно узнать, что учился Готти у отцов-варнавитов (padri barnabiti) в Ливорно и у presso gli scolopi во Флоренции.


Про scolopi непонятно, в г-переводчике сообщается нечто вроде "Священник, принадлежащий к конгрегации Благочестивых школ (Scuole Pie), основанной в 1617 г. с. Джузеппе Каласанцио для образования и обучения бедной молодежи"

Это, как выяснилось, так называемые пиаристы (пиары).
Не путайте))).

Пиари́сты (Орден бедных регулярных клириков благочестивых школ во имя Божией Матери, лат. Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum, SP., SchP.) — католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием детей и молодёжи; другое название пиары.

Цель ордена — христианское воспитание детей и молодёжи в школах и конвиктах. Название произошло от школы, учрежденной создателем ордена, прозванной лат. Scholaе piaе («Благочестивые школы»). Помимо трёх традиционных монашеских обетов пиаристы дают обет «бескорыстной заботы об образовании и воспитании детей и молодёжи». Одеяние пиаристов — чёрный монашеский хабит (ряса) с чёрным поясом.


Ну то есть, учился у монахов, как водится.
Если учесть, что по сведениям, приведенным в следующей строчке, "его отец был аудитором в магистратуре Великого Герцога", то монахи обучали, по всей видимости, не только бедную молодежь.


"в ноябре 1850 года он одновременно поступил на юридический и литературный факультеты Пизанского университета, где получил степень бакалавра гуманитарных наук.
В 1852 году, после разделения факультетов между Пизой и Сиеной, он был вынужден переехать в последнюю, чтобы продолжить изучение права, и вернуться в Пизу, чтобы получить ученую степень в июле 1854 года".

"Первые встречи с ведущими представителями культуры того времени относятся к периоду посещения Пизанского и Сиенского университетов. Многие из этих контактов поддерживались в отношении идеологий, составляющих их общий знаменатель и восходящих к истокам тосканского либерального католицизма.
Г. сразу показал, что он понимает литературоведение как выражение гражданской приверженности, как инструмент, с помощью которого можно участвовать в политических, культурных и социальных проблемах своего времени. С этой точки зрения следует объяснить ранний интерес к дискуссии по вопросу о единстве языка, который считался непременным условием достижения итальянской национальной идентичности".


"в 1852 году, когда ему было всего девятнадцать, Г. уже участвовал в создании в Лаятико женской школы, большую часть руководства которой ему доверили; и почти одновременно он был избран местным сообществом в члены комиссии по реорганизации «общинных школ»".

"В 1854 году в Сиене появилась его первая публикация - «Дополнение к тосканским пословицам» Джузеппе Джусти, труд лингвистико-филологического характера... «прекрасное сокровище», которым богат тосканский разговорный язык".

"Важным для его дальнейшего карьерного роста стало вступление в два престижных флорентийских учреждения: Colombaria Society и Accademia della Crusca".


Что это за колумбария, непонятно.
Полное название Colombaria Tuscan Academy of Science and Letters‏
История полна голубиной романтики.

Accademia Toscana di Scienze e Lettere "La Colombaria" [Тосканская академия наук и литературы "La Colombaria"]
"Официально основанное 15 мая 1735 года по инициативе Джованни Джироламо де Пацци, флорентийское общество «Колумбария» занималось историческими, филологическими и научными исследованиями, охватывающими все различные дисциплины в соответствии с «энциклопедическим» видением.

С момента основания участники называли себя и посещаемые места по именам, связанным с жизнью голубей (colombi): башня, которая изначально была одной из древних башен, принадлежащих семье Пацци, называлась «Колумбайя (Colombaia) (голубятня, (dovecot)), комната на первом этаже, предоставленная Пацци, называлась «Covo» (гнездо); дома «голубей (doves)», где часто проводились их собрания, назывались «Posatoi» ((roosts (насесты)).

Кроме того, каждый член Общества взял имя, относящееся к разным видам голубей: Джованни Джироламо де Пацци был Торрайоло, Биндо Симоне Перуцци - Доместико и так далее. Каждому участнику был выдан диплом с его собственным именем. От этого обычая отказались в 1834 году.

Первоначально состоявшее всего из шестнадцати членов, Общество быстро росло, приобретя музей и библиотеку. К середине 18 века, хотя академическая деятельность снизилась, были основаны две «колонии» «голубей»: одна в Палермо, другая в Ливорно. В начале 19 века Общество было реорганизовано и запустило программу археологических и исторических исследований. В настоящее время оно проводит и продвигает исследования научного и гуманистического характера."


Ну не знаю. Всё очень загадочно как-то. Но до сих пор существует).


"в июне 1858 года, Академия делла Круска доверила ему исправление (очистку? spoglio) Энеиды, вульгаризованной Чекко дельи Угурджери (Cecco degli Ugurgieri), это не было простым совпадением, поскольку неопубликованный текст четырнадцатого века был обнаружен и скопирован в книге в публичной библиотеки Сиены почти пятью годами ранее самим Г., который долго ждал подходящей возможности заявить о нем. Проект материализовался с публикацией тома Вергилия «Энеида», популяризированного Чекко дельи Угурджери (там же, 1858 г.)".


Аурелио еще и рукопись Энеиды 14 века в публичной библиотеке нашел, молодец какой!))
Не совсем понятно про вульгаризацию и популяризацию - что г-переводчик имеет в виду под volgarizzata.


"Специальный инспектор по малым и средним школам в Тоскане, с назначением временного правительства Тосканы, Г. стал частью группы, целью которой было достижение синергии между школьным образованием и семейным воспитанием.
Название, La Famiglia e la scuola, было программным, и оно было выбрано в качестве своего собственного информационного органа - двухнедельного периодического издания, которое собирало письма, которыми обменивались инспекторы, таким образом делая их наблюдения и соображения общедоступными.

Результатом сотрудничества Г. стали различные статьи, в которых явно прослеживается преобладание либеральной католической педагогической мысли тосканской традиции.
В 1859 году он позаботился о публикации, также во Флоренции, Statuti della potesteria di Lajatico (Статуты власти Лаятико), что, помимо вклада в познание древних муниципальных учреждений, стало для него предлогом для эксгумации (riesumazione) отрывков на древнем тосканском языке".


Древнетосканские статуты тоже в публичной библиотеке нашлись?)


"После объединения Италии была создана новая государственная бюрократия. В 1861 г. Готти был утвержден королевским указом в должности инспектора; в последующие три года он сначала занимал должность директора секретариата общественного образования в Тоскане, а после его упразднения - должность главы филиала.
5 июня 1862 года Витторио Эмануэле II присвоил ему звание рыцаря Ордена святых Маурицио и Лаззаро"

"В связи с кончиной отца Ферони (P. Feroni), директора RR. Gallerie, Г. был вызван 6 сентября 1864 г., чтобы временно унаследовать его должность по хозяйственной и административной части. Фактического назначения ему пришлось ждать до 18 февраля 1866 г. "


Я не поняла, что значит RR. Gallerie, есть подозрение, что это означает нынешнюю Уффици, но это не точно.


"Годы руководства Г. были отмечены двумя целями: увеличение коллекций и поиск более достойных мест для флорентийских художественных коллекций.
Для первой нашли способ расширить коллекцию автопортретов художников (autoritratti dei pittori), оперативно представив запросы как итальянским, так и иностранным художникам
.
Второй вопрос был более сложный.
Первоначально требовалось более престижное и просторное место, которое могло бы вместить флорентийские художественные коллекции целиком, чтобы сформировать единую большую коллекцию, что было проблемой, возникшей, с одной стороны, из-за того, что доступных пространств теперь стало недостаточно - ситуация ухудшилась, когда из монастырей, после закрытия, предписанного законом от 7 июля 1866 года, работы начали течь в больших количествах - и, с другой стороны, из-за желания подражать великим европейским музеям в придании зданию, которое должно было служить вместилищем, большего архитектурного достоинства и украшения".


Увеличение коллекции путем запроса на автопортреты художников - это прекрасно, по-моему)).
А где до этого находилась галерея? Впрямую это нигде не сообщается.

Дальше не совсем понятно, что происходило в г-переводе

"Идея о наличии новых пространств, которые позволили бы получить единую моноцентрическую структуру - «музей музеев», оказалась невыполнимой, но Г. продолжал осуществлять процесс прогрессивной агрегации, следуя другим стратегиям.
Конечный результат заключался бы в создании различных выставочных ячеек, которые в любом случае были бы достигнуты, избегая фрагментации художественного наследия и стремясь вместо этого к более однородному перераспределению последнего в различных местах, дополняющих друг друга и, следовательно, составляющих городской Музейный комплекс одновременно уникальный полицентричный и артикулированнный.

Таким образом, музеизация Палаццо дель Подеста была завершена, начатая его предшественником Ферони, которому Г. дал точное определение, использовав его в отношении малых искусств на французском примере Музея де Клюни, и делегировав места, восстановленные после реставрации Ф. Маццеи, для размещения шедевров средневековой скульптуры и скульптуры эпохи Возрождения, частично выставленных до того времени также в Уффици, наконец, предлагая министру народного образования конституцию составленную комиссией, которая постепенно определилась с объектами, которые нужно переместить туда.

В 1866 году с открытием коридора Вазари были приобретены новые выставочные площади, но, прежде всего, с последующим слиянием Уффици и Питти, стало возможным создать единую большую галерею, которая даже при ее значительных размерах только с точки зрения площади могла окончательно выдержать сравнение с музейными учреждениями европейских мегаполисов.

Еще одно важное приобретение касается бывшего монастыря Сан-Марко, переданного во владение Г. государством (dal Demanio), который, в свою очередь, перешел во владение после запрета, предписанного законом от 7 июля 1866 года. Заслуживает внимания, помимо музея, торжественно открытого 1 окт. 1869 года, реставрация, позволившая сохранить фрески Фра Анджелико и восстановить зал библиотеки с колоннами, который использовался в качестве выставочного центра для иллюминированных рукописей".


"В 1866 году, после избрания рядовым членом Академии деи Георгофили, он был включен в состав другого исторического городского совета, и первое чтение, которое он провел там после своего вступления, касалось острого вопроса торговли художественными товарами.

Когда в 1871 году была создана Депутация (Deputazione) по сохранению и организации этрусских музеев и древностей, в ведении которой находится древняя территория центральной Этрурии (провинции Флоренция, Пиза, Ареццо, Лукка, Ливорно, Сиена, Гроссето и Цистиберина, часть провинций Умбрия и Рим), Г. также был призван в ее состав".

"В 1875 г. по случаю национальных праздников в честь Микеланджело Г. опубликовал «Жизнь Микеланджело Буонарроти», рассказанную с помощью новых документов, первую биографию художника, составленную с привлечением документальных источников, почти полностью неопубликованных, проверенных в Архиве Буонарротиано, представляющую собой текст, достоверность которого, уже признанная современниками, по-прежнему ценится сегодня."


"Отношения между руководством флорентийских галерей и Министерством просвещения сначала были хорошие, но постепенно ухудшались, постепенно переходя на элементы разногласий, что в конечном итоге привело к удручающему состоянию взаимного непонимания и почти полного отсутствия сотрудничества.

Последнее положительное событие произошло 2 аг. 1877 г., когда министр М. Коппино утвердил правила для галерей и музеев Флоренции, составленные Г., опубликованные в том же году («Правила службы в галереях и музеях Флоренции»).

Но в апреле 1878 г. из Рима был прислан инспектор, который должен был провести соответствующие проверки во флорентийских галереях; 9 сентября от министра народного образования Ф. Де Санктиса поступил указ об отстранении Г. от должности директора, исполненный 18 числа того же месяца.
Директором Галереи стал королевский комиссар Л. Пигорини.

В следующем году было возбуждено уголовное дело против Г., который в ходе различных допросов старался оспорить целых тринадцать пунктов обвинительного заключения; наконец, 21 марта 1881 года, после предварительной фазы, он был предан суду по гражданским и исправительным делам для ответа за продолжающиеся растраты и умышленное нарушение своих служебных обязанностей.

Приговор, вынесенный 9 июня следующего года, признал его виновным по второму пункту обвинения; однако 20 августа по апелляции обвиняемый был оправдан.
Но восстановления в должности директора Галереи не последовало".

После отстранения Готти продолжал плодотворно трудиться на ниве литературы.
Помимо прочего, над словарями:

"в 1883 году настала очередь Методического словаря итальянского языка (Турин).
также в 1887 г. Э. Брольо призвал Г. сотрудничать в составлении нового словаря итальянского языка, работу он завершил практически только в 1897 г."

А также касался разнородных тем:

- описания современных событий (Рассказ о пирах, совершенных во Флоренции в мае 1887 г. для открытия фасада Санта-Мария-дель-Фьоре и пятого столетия со дня рождения Донателло, 1890);
- публикации исторического характера, некоторые из которых носят серьезный характер (например, «История Палаццо Веккьо во Флоренции», 1889 г.),
- другие - популярного характера (например, для Маленькой итальянской народной библиотеки,«Санта-Мария-дель-Фьоре и его архитекторы», а также «Корона Савойского дома», выпущенная во Флоренции в 1887 году);
- архивные исследования (Воспоминания о знатной семье Росселли - Дель Турко (Rosselli - Del Turco), взятые из ее архивов, 1890);
- составление школьных текстов (Жизнь Витторио Эмануэле II, короля Италии, написанная для маленьких детей, 1882 г .; Исторические примеры добродетели в приложении к священной и итальянской истории. Книга для чтения для начальных классов, принятая в муниципальных школах Флоренции, 1886 г.; Флоренция для наших детей, 1893 г.).

Его последняя книга «Итальянцы XIX века» была опубликована посмертно в Читта-ди-Кастелло в 1911 году.


Собственноручную автобиографию Готти я не видела, зато нашла Историю Галерей.
Но читать ее мне лень((.

Tags: взгляд мельком, история, люди, музей, чтение с интересом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment