Там мне попался такой кусочек текста
Письма в то время служили главным средством коммуникации. И, как ни удивительно, можно было положиться на то, что письмо достигнет адресата. Сеть почтовых лошадей и курьеров охватывала весь полуостров и связывала итальянских купцов с Северной Европой. С 1251 года специалистами в этой области были члены семьи Тассо из Бергамо в Ломбардии. Омодео, основатель дела, создал курьерскую службу для Венецианской республики. Он организовал цепочки почтовых станций от Венеции до Милана и от Венеции до Рима. В 1460 году семья Тассо безраздельно управляла почтовой службой Папского государства. Она сохраняла за собой эту монополию до 1539 года. К тому времени у почтовой службы уже были ответвления, которые обслуживали императора Священной Римской империи в Испании, Нидерландах, Германии и Австрии и Миланское герцогство. Немецкая ветвь семьи стала называться Таксис (отсюда и произошло современное название «такси»), они владели не только почтовыми лошадьми, но и парком наемных экипажей.
Не проходите мимо, называется. Ну я и не прошла))
Кратенько в ЭСБЕ:
Турн-и-Таксис — древний аристократический род; происходит, как полагают, от миланских делла Toppe, которые в 1237—77 гг. и в 1302—11 гг. владели Миланом.
Изгнанный оттуда Рожер поселился, по преданию, в области Бергамо и от горы Тассо (Даксберг) заимствовал имя del Tasso, позднее de Tassis (Таксис).
Т. произошло от перевода итальянского Torre (Thurm — башня).
В 1516 г. Франц ф.-Т. учредил первую правильную почту между Веной и Брюсселем.
В 1595 г. внук его, Леонард ф.-Таксис, сделался главным заведующим государственной почтой.
Брат его, Иоганн-Баптист ф.-Таксис, играл, как испанский генерал, важную роль в Нидерландах.
В 1624 г. Ламораль ф.-Таксис приобрел для своего дома, помимо должности, переходившей по наследству, достоинство имперского графа.
Евгений-Александр ф.-Таксис был возведен Леопольдом I в имперские князья.
Владения рода Т. сделаны были в 1786 г. имперскими графствами с правами княжеств и с голосом в совете князей Швабского округа.
В вознаграждение за [потерянные] владения на левом берегу Рейна дом Т. и Таксис получил от Пруссии в 1819 г. три округа в провинции Познани, возведенные в княжество Кротошин.
Занятно, что ЭСБЕ ничего не
Немцы очень подробны, разумеется:
Турн унд Таксис (Thurn und Taxis ) - это имя благородной дворянской семьи из Помбардии, которая поднялась на вершину аристократии, основала европейскую почтовую систему и управляла ею на протяжении многих веков.
Семья Тассо (барсуков) (Tasso (Dachse)) прослеживается в Ломбардии с 12 века и создала курьерскую службу для Венецианской республики с 14 века, а для пап - с 15 века. Братья Джанетто и Франческо деи Тассо основали общеевропейскую почтовую систему в 1490 году от имени римско-германского короля (römisch-deutschen Königs), а затем и императора Максимилиана I.
Потомки управляли Императорской почтовой службой (Kaiserliche Reichspost) в качестве потомственных генеральных почтмейстеров сначала из Брюсселя, с 1701 года из Франкфурта-на-Майне и с 1748 года из Регенсбурга.
После распада Священной Римской империи в 1806 году некоторые государства-правопреемники взяли под свой контроль помещения почты Таксисов (Taxis’schen Reichspost) в обмен на выходное пособие, в то время как другие поручили семье продолжить работу в качестве частной компании Thurn-und-Taxis-Post, которая снова управлялась из Франкфурта до 1867 года. После победы в австро-прусской войне Пруссия вынудила передать компанию прусскому государству в обмен на выходное пособие.
Таксис
Ломбардcкая семья впервые появляется в документе с Рейнериусом де Тассо (Reinerius de Tasso) в 1117 году.
Одонус де Таксо (Odonus de Taxo) упоминается в 1146 году в Валь Брембана (Val Brembana), к северу от Бергамо; имя появляется в Альменно (Almenno) около 1200.
Во время боевых действий между гвельфами и гибеллинами, произошедших в Бергамо между семьями Коллеони и Суарди, семья укрылась в камерате Корнелло (Camerata Cornello), расположенной на несколько километров выше в долине.
Здесь начинается с Homodeus de Tazzis (итал. Omodeo de Tassis del Cornello) в 1251 году основная линия рода (Stammreihe). Район Корнелло-деи-Тассо (Cornello dei Tasso) до сих пор напоминает о семье.
Тассо - итальянское слово, обозначающее барсука (Dachs), геральдическое животное семейства, германизированное Дакс, Даксен (Dax, Daxen), от которого произошло название Таксис (Taxis). В французском почтовом контракте 1505 года между Филиппом Красивым и Францем фон Таксисом (Franz von Taxis) была названа фамилия де Тассис (Tassis), как это принято во французском языке по сей день.
Турн
Когда Таксисы, которые тем временем перебрались в Брюссель, были повышены до статуса потомственных графов в 1624 году, им потребовалась прославленная родословная, чтобы узаконить предполагаемый дальнейший рост до высшего дворянства.
Александрин фон Таксис (Alexandrine von Taxis) поручила специалистам по генеалогии «выяснить» происхождение Таксисов, которые до сих пор считались лишь небольшой семьей рыцарей, перешедшей в купеческий класс.
Теперь они утверждали, хотя и без документальных доказательств, что Таксисы происходили из итальянской дворянской семьи Торриани (Torriani), или делла Торре (della Torre), правившей Миланом и Ломбардией до 1311 года.
Затем Таксисы обратились к кайзеру с просьбой поменять название. Во время германизации башня (Torre) zu Thurn (ср. Mhd. Turn) и зубчатая башня Торриани были добавлены к крыше в качестве увеличения герба.
Турн-и-Таксис
С 1650 года с разрешения императора Фердинанда III Таксисам в Брюсселе было разрешено переименоваться в фон Турн, Валсассина и Таксис (von Thurn, Valsassina und Taxis), от которых Турн и Таксис (Thurn und Taxis) стали на французском de la Tour et Tassis, на итальянском della Torre e Tasso. Филиалы семьи в Инсбруке и Аугсбурге также переименовали себя.
Homodeus de Tazzis (Omodeo de Tasso) из Корнелло организовал около 1290 г. после завоевания Бергамо миланцами Висконти с помощью 32 его родственников курьерскую систему Compagnia dei Corrieri, которая соединила Милан с Венецией и Римом.
Эта компания была настолько эффективной, что вскоре обеспечила быстрое сообщение между всеми крупными итальянскими городами, так что Венецианская республика поставила ее ей на службу; по всей Италии их почтовые всадники (Postreiter) были известны как бергамаски (bergamaschi).
В 15 веке они также доставляли папскую корреспонденцию в качестве официальных курьеров, в том числе Габсбургам.
Для этого Руджеро де Тассо организовал курьерские линии Бергамо-Вена в 1450 году, Инсбрук-Италия около 1460 года и Вена-Брюссель в 1480 году.
Первоначально компания оставалась в родной деревне семьи, Камерата Корнелло. (В 1991 г. здесь, в Палаццо Тассо, был открыт небольшой музей истории семьи и почты.)
...В 1489 году Максимилиан нанял Компанию де Тассис для создания линии конных курьеров (Stafettenlinie).
В отличие от обычных курьерских служб, в 1490 году Таксисы установили первую постоянную линию в виде эстафеты с почтовыми всадниками и сменой лошадей, в результате чего только запечатанный Felleisen (кожаная сумка для посыльных с письмами) передавалась.
Дальше идет длинное перечисление имен, маршрутов, приобретений, потерь и пр. Самое подробное описание приходится на 16 век.
Первые обычные почтовые отделения с почтовиками на месте вскоре были открыты как пункты приема и выдачи писем и посылок.
Согласно итальянским источникам, в 1539 году на голландском почтовом маршруте было два вида транспорта: Ordinaripost (обычная почта), которая курсировала в определенные дни, и Extraordinaripost (экспресс-почта, специальная почта).
Почтовые отделения, как и фабрики Фуггера, находились на перекрестке торговых путей; Иоганн Баптиста фон Таксис и Антон Фуггер были - согласно изречению Ричарда Эренберга - «вождями целых кланов родственных капиталистов».
Две католические и лояльные к императору восходящие семьи с начала современной эры были вовлечены в многочисленные совместные финансовые операции по всей Европе.
Обе сумели подняться до дворянства благодаря чисто коммерческой деятельности, без «запаха имперской конюшни».
Еще в 1578 году аугсбургские купцы предложили императору создать собственную императорскую почту с главным офисом в Аугсбурге.
Инициатором стал аугсбургский патриций Конрад Ротт.
Этот маршрут должен быть доступен для широкой публики и принести императору бесплатную переписку без субсидий.
Только в 1595 году Леонард фон Таксис наконец получил письмо о назначении на все должности в Германской империи (Deutschen Reich), поскольку они были оплачены испанским королем Филиппом II.
В то же время он получил звание генерального почтмейстера (Generalobristen Postmeisters) в Священной Римской империи (Heiligen Römischen Reich).
Основанная на имперской Postregal, имперская имперская почта (Kaiserliche Reichspost) начала свою работу в 1597 году.
Операторы Императорского почтового отделения (Kaiserlichen Reichspost) были членами семьи Таксис, которые с 1650 года изменили свое имя на Турн унд Таксис и с имперского одобрения беспрерывно занимали пост генерального почтмейстера (Generalpostmeister).
Головной офис находился в Брюсселе, столице испанских Нидерландов, до 1701 года, но был перемещен во Франкфурт во время войны за испанское наследство и в Регенсбург в 1748 году.
Императорская почтовая служба закончилась только с установлением императорской короны в 1806 году императором Францем II и распадом Священной Римской империи.
Ламорал Клавдий Франц (Lamoral Claudius Franz), занимавший пост генерального почтмейстера с 1646 года, после окончания Тридцатилетней войны неоднократно пытался с помощью императора закрыть или оттеснить протестантские государственные почтовые отделения (evangelischen Landespostanstalten).
Это не удалось, но увеличение количества переписки привело к увеличению прибыли.
С другой стороны, однако, был открыт филиал в Гамбурге, который ранее был связан только с курьерскими службами Ганзы (Hanse); были созданы имперские почтовые и грузовые перевозки между Гамбургом и Нюрнбергом.
При Ламорале Клавдии Франце Императорская почта начала свои первые попытки ввести транспортную почту и дилижансы (Fahrpost und Postkutschen) после того, как несколько конкурирующих государственных почтовых отделений уже внесли авансовые платежи.
Однако, по словам Вольфганга Берингера, транспортная почта изначально была скорее убыточным бизнесом, и ее дальнейшее развитие было расширено только из соображений конкуренции.
Занятны связь с Фуггерами, имя Ла мораль Клавдий, протестантско-евангелистская почта.
Значит ли именование протестантов евангелистами, что не-протестанты Евангелия не признавали?)
Вольница кончилась)
А звание почмейстера было наследственным, если что.
Императорская почта, принадлежащая компании «Турн унд Таксис», достигла наибольшего разрастания годы перед Французской революцией.
В 1787 г. здесь было 22 Taxissche Oberpostämter, через которые проходила почти вся императорская почта.
С одной стороны, компания развивалась в 17-18 веках.
С другой стороны, столетие от величественного инструмента раннего Нового времени до поставщика общих услуг, в эпоху абсолютизма, в отличие от первоначальной свободы от норм, оно было подчинено все более строгим инструкциям со стороны правительства Вены, особенно в Наследственных землях Габсбургов.
Императоры старались сделать почту имперским институтом, они подчеркивали свою kaiserliches Postregal.
Даже право назначать новых почтмейстеров долгое время не уточнялось.
Хотя почтмейстеры общего наследования, почтмейстеры Инсбрука и главные почтмейстеры Эрбленда при дворе были среди уважаемых людей, их права оставались постоянной игрой в проигрыш.
Земли, насколько я поняла, стали приобретаться с середины 18 века примерно.
Ансельм Франц фон Турн унд Таксис построил Дворец Турн унд Таксис во Франкфурте с 1729 года.
Последовало приобретение обширных поместий, в том числе в 1723 г. имперское владение Эглинген (Reichsherrschaft Eglingen), в 1734 г. - рынок Дишинген (Markt Dischingen) с замком Трюгенхофен (Schloss Trugenhofen), который стал популярной летней резиденцией семьи, в 1735 г. - правление Дуттенштейн (Herrschaft Duttenstein), в 1741 г. - также деревню Тругенхофен (Dorf Trugenhofen), а в 1749 г. - поместье и правлении Баллмертсхофен (Herrschaft Ballmertshofen).
В 1786 году принц Карл Ансельм (Fürst Karl Anselm) приобрел графство Фридберг Верхней Швабии с владениями Шеер, Дюрментинген и Буссен, которое с 1787 года называлось графством Фридберг-Шеер.
И т.д., и т.п.
В ходе Reichsdeputationshauptschluss 1802/03 принцы Турн и Таксис приобрели дополнительные земли, чтобы компенсировать почтовые линии, переданные Франции, включая Бухау (Damenstift Buchau) с правлением Штрасберг (Herrschaft Straßberg), аббатства Марчталь и Нересхайм (Abteien Marchtal und Neresheim), место Острах (Amt Ostrach) с правлением Шеммерберг (Herrschaft Schemmerberg) и деревни Тифенталь, Франкенхофен и Штеттен (Weilern Tiefental, Frankenhofen и Stetten), а также монастыри Эннетах и Зиссен (Klöster Ennetach и Sießen) в графстве Фридберг-Шеер.
В результате расширения своей собственности принцы Турн и Таксис также носили титул князей Бухау и графов Марчтала и Нересхайма (Fürsten von Buchau und der Grafen von Marchtal und Neresheim).
В Reichsdeputationshauptschluss Thurn und Taxis также было гарантировано сохранение прежних должностей, но Пруссия не придерживалась этого правила и немедленно взяла на себя почтовый суверенитет в областях, перешедших к Пруссии в 1803 году.
Ужасное слово Reichsdeputationshauptschluss это такая занятная штука:
Заключительное постановление Имперской депутации (нем. Reichsdeputationshauptschluss) — последний значимый закон Священной Римской империи, определивший условия медиатизации малых государств империи и создавший условия для окончательного роспуска империи.
В частности, предусматривал секуляризацию 70 духовных государств и упразднение 45 имперских городов.
Принят Имперской депутацией 25 февраля 1803 года и утверждён Имперским сеймом 24 марта того же года.
Подписан императором Францем II и вступил в законную силу 27 апреля.
Заключительное постановление было разработано на основе «компенсационного плана», согласованного представителями Франции и России в июне 1802 года, хотя основополагающие принципы компенсации / медиатизации были оговорены ещё при заключении Люневильского мира в 1801 году.
Много монастырей в княжестве Бухау):
Многочисленные секуляризованные монастыри в Верхней Швабии, которые были переданы князьям Турн и Таксис рейхсдепутацией в 1802/03 году в качестве компенсации за потерю почтовой службы на левом берегу Рейна, аннексированной Францией, объединены в качестве Императорского княжества Бухау в 1803 году.
Однако уже в 1806 году они были добавлены к Королевству Вюртемберг посредством медиатизации.
Земля оставалась собственностью компании Taxis, при этом монастырские постройки использовались по-разному, а в некоторых случаях сохранялись относительно долгое время, например, монастырь Бухау до 1937 года, монастыри в Зиссене и Оггельсбойрене до 1860 года, Нересхайм до 1919 года и Marchtal до 1972 года, в результате чего все пятеро были возвращены в церковную собственность. Однако монастырь Эннетах был закрыт. Hochstatter Hof, принадлежащий аббатству Нересхайм, был продан только в 2004 году.
Дальше разные новообразованные государства выкупали почты у Таксисов, передавая им взамен разные многочисленные земли, владения и звания.
Но почта у них еще была.
После создания Германской Конфедерации в 1816 году Thurn and Taxis управляли почтовыми отделениями в следующих странах: Гессенский электорат, Великое герцогство Гессен, ландграфство Гессен, Нассау, Саксен-Веймар, Саксен-Майнинген, Саксен-Кобург и Гота, Княжество Ройсс по старшей линии, Княжество Ройсс по младшей линии, Шварцбург-Рудольштадт, Шварцбург-Зондерсхаузен, Гогенцоллерн, Липпе-Детмольд и Шаумбург-Липпе, а также в свободном городе Франкфурт-на-Майне и в ганзейских городах Гамбург, Бремен и Любек, а до 1849 года также в швейцарском кантоне Шаффхаузен.
Причина, по которой Thurn und Taxis продолжала управлять почтой, особенно в средних и малых штатах, заключается в том, что, в отличие от более крупных территориальных государств, эти государства обычно не имели материально-технических и финансовых средств для создания собственной почтовой сети.
Но Таксисы слишком много себе позволяли):
Несмотря на соглашение, достигнутое с Пруссией в 1816/19, отношения между Турн и Таксис и Пруссией характеризовались постоянной напряженностью.
Прежде всего, поворот Thurn und Taxis в сторону династии Габсбургов и антипрусские статьи в Frankfurter Oberpostamtszeitung, подготовленные княжеской семьей, вызвали гнев в Пруссии.
Со стороны Пруссии Отто фон Бисмарк, в частности, выступал как критик и противник князей Турна и Таксиса.
Когда во время немецкой войны Гессен был оккупирован Пруссией, прусский почтовый советник Генрих фон Штефан был назначен администратором княжеских должностей, а принц Максимилиан Карл был вынужден подписать 28 января 1867 года договор о переуступке почтовых отправлений, в котором он предоставил все почтовые права к 1 июля 1867 года, перешедшие к прусскому государству.
Таким образом, по прошествии почти 600 лет почтовая экономическая деятельность семьи Таксис и, в то же время, одного из старейших крупных семейных предприятий в мировой истории подошла к концу.
До 1919 года титулы соответствующих глав семьи были: Его Высочество принц Турн и Таксис, принц Бухау и принц Кротошин, герцог Вертерский и Донаустауф, принц граф Фридберг-Шеер, граф Валле-Сасина, а также Марчтала, Нересхейма и т. д., потомственный генеральный почтмейстер (Seine Durchlaucht der Fürst von Thurn und Taxis, Fürst zu Buchau und Fürst von Krotoszyn, Herzog zu Wörth und Donaustauf, gefürsteter Graf zu Friedberg-Scheer, Graf zu Valle-Sássina, auch zu Marchtal, Neresheim usw., Erbgeneralpostmeister).
Все владения я перечислять не стану их было очень много, сейчас поменьше, меня заинтересовал только главный монастырь, я про него еще посмотрю отдельно.
После секуляризации древнего монастыря Санкт-Эммерам в 1803 году здания и территория монастыря были переданы Княжескому дому в 1810 году.
В 1812 году Жан Батист Метивье построил конюшню.
Дворец был преобразован в жилой дворец в его нынешнем состоянии в 1883/88 году при князе Максимилиане Марии фон Турн унд Таксис княжеским мастером-строителем Максом Шульце.
С тех пор он назывался Schloss St. Emmeram и по сей день остается главной резиденцией и штаб-квартирой Thurn und Taxis.
Таксисы еще суд имели свой собственный даже в 19 веке.
В 1812 году принцу Турн-унд-Таксис была предоставлена юрисдикция в 1-й и 2-й инстанциях в отношении всех своих слуг в Регенсбурге (включая родственников).
Даже после 1848 г. организация княжеской юрисдикции в Регенсбурге сохранялась в первой и второй инстанции.
«Закон о княжеских гражданских судах Турн и Таксис в Регенсбурге от 29 апреля 1869 года» позволял принцу иметь, по крайней мере, добровольную юрисдикцию, которая в этой форме также пережила закон об имперской юстиции.
Таким образом, князья Турн и Таксис оставались последними владельцами аристократических придворных прав в Германской империи.
Только с введением BGB 1 января 1900 года гражданские суды Турн и Таксис были отменены.
Поскольку Таксисов было много, разных ветвей рода тоже много, некоторые уже закончились, другие вполне себе процветают.
Поизображаю из себя немножко ру-роялти)):
Герцоги Кастель Дуино
Принц Максимилиан Иосиф (1769–1831) женился на принцессе Марии Элеоноре фон Лобковиц и имел от нее потомство, в том числе принца Карла Ансельма (1792–1844), который женился на Марии Изабелле, графине фон унд цу Эльц, дочери Фауста фон Стромберг и имел от нее потомство, в том числе Принца Гюго (1817–1889).
Он женился на графине Альмерии фон Белькреди и имел от нее потомство, в том числе принца Александра (1851-1939), который женился на принцессе Мари цу Гогенлоэ-Вальденбург-Шиллингсфюрст.
Принцесса Мария получила замок Дуино недалеко от Триеста от своей матери, графини Терезы Марии фон Турн-Хофер-и-Валсассины († 1893 г.), и стала известна как покровительница Райнер Мария Рильке, который написал здесь свои дуэнские элегии, а также был ее гостем в Лоучене.
От ее брака с принцем Александром фон Турн-и-Таксис (1851-1939) произошло несколько потомков, в том числе принц Александр (1881-1937).
Он стал гражданином Италии в 1923 году как Principe della Torre e Tasso и объявлен итальянским королем как герцог Кастель Дуино.
Сегодня замок Дуино принадлежит его внуку, принцу Карло делла Торре и Тассо, Дука ди Кастель Дуино (* 1952).
Ну вот возвращение к истокам как бы).
Помимо своих крупных земельных владений, Thurn und Taxis также владели пивоварнями.
Частный банк Thurn und Taxis, расположенный в Мюнхене, был продан SchmidtBank в 1992 году в рамках консолидации экономической деятельности после смерти Йоханнеса фон Турн унд Таксис.
Дома и за границей в 1990 году у семьи было 90 000 гектаров земли и лесов, что более чем в пять раз превышает площадь Лихтенштейна.
У Thurn und Taxis по-прежнему есть крупнейшие частные лесные владения в Германии.
В списке миллиардеров Forbes за 2008 год Альберт фон Турн унд Таксис занял третье место среди самых молодых миллиардеров в мире. Его состояние оценивается в 2,3 миллиарда долларов.
Старые деньги Европы, да.
А еще у них есть свой орден De Parfaite Amitié с 1806 года.
Почему мне все время вспоминаются некие тамплиеры?
Непонятно))).
И я так и не поняла, читая немецкую В. в какой именно момент такси стало называться по имени Таксисов и почему(((.