mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про миланские церкви 1

Раз уж речь зашла про Милан, то придется все-таки слегка углубиться.
Не получается у меня простое любование картинками, хоть тресни(.
Ну самый известный храм Милана, как известно)), Дуомо. Большой и красивый).

из вики
Хочется только заметить, что собор, конечно, прекрасен, как и все прочие сооружения XIX века...

ну, по крайней мере, переделанные в этом замечательном веке (имя им легион).
"Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 году, утвердил Наполеон в 1805 году...
Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года." 
все там же
Что-то в Италии какие-то проблемы со строительством.
А в 18-м Дуомо выглядел предположительно вот так:

тут, например
Предположительно, потому что имеется всего лишь одна эта картинка.
Хотя нет, есть еще вот такая

тоже вики (там есть, кстати, получше изображение, но сюда оно не грузится почему-то((( )
Но этот образ считается фантастическим и ни в книжке про Дуомо, ни на историческом сайте не упоминается.
А как он выглядел до 18-го - науке неизвестно, может и вот так

сайт, посвященный истории Милана
Больше никаких изображений нету, даже на этом сайте.

Подробности из книжки "Дуомо. Кафедральный собор Милана", Италия. 2012.
Книжка основательно рассчитана на русского читателя, в ней есть даже глава "Литературные свидетельства" с цитатами из русских авторов.
(Сравнительным анализом с другими источниками заниматься не буду.)

Русских литературных свидетельств до 1855 г. - два.
Первое - из книжки "Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе, 1697-1699", Москва, 1888.
Год издания книжки меня смущает, но тем не менее.
Из цитаты интересно следущее:
"Тот костел зело чудный и на всем свете славный. Начат тот костел строить тому 312 лет и еще недостроен, а строят во все годы непрестанно. Тот костел сделан весь из белого мрамора, не кладено в нем ни единого кирпича и ни простого камня ни в стенах ни в сводах. Снаружи и внутри весь аспидно белый, и аспид [сланец] избран зело изрядный, и прибрано, чтоб не можно было познать, что не из одного камня тот весь костел высечен." (причем тут сланец?)
"Тот костел сделан весь на рундуке [фундаменте], который сделан весь из белого аспида... Тот рундук зело велик, и в нем - в нижнем костеле - лежит тело арцыбискупа [архиепископа] медиоланского Карлр Бор[р]омео. Тот костел, в котором Карлово тело лежит, невелик. Внутри того костела стены все обиты аксамитами золотными, свод в том костеле сделан из серебряных литых досок, а над алтарем - гроб из хрусталей." (напомнило "гроб качается хрустальный")

Карл Борромео - персонаж из 16-го века. Стоит ли понимать так, что в огромном рундуке, то есть, видимо, в подвале, нашлось место для спроектированной в 1606 году крипты? А до этого там были пустые пространства?

Второе - из книжки "Походы Суворова в Италии и Швейцарии", СПб, 1846.
"Суворов вступил в Милан 29 апреля [1799 г.], в день Святой Пасхи.... Ехал в великолепной карете между рядами войск, сопровождаемый криками "ура" и восклицаниями миланских жителей. Архиепископ... в полном облачении встретил его при входе во храм, говоря: "Господь да благословит шествие твое, добродетельный полководец". - "Молитесь! Да поможет мне Бог!". Таков был ответ великого мужа... Толпы молящегося народа, бывшие свидетелями неверия и неуважения к святыням французов, с изумлением окружали фельдмаршала, стоящего на коленях и усердно возносившего к небу мольбу свою."

**Неясно, насколько пропагандистская была книжка, но то, что французы неуважительно относились к святыням, я встречала практически во всех читанных текстах. Неизвестно, действительно ли дикие скифы любили "в церковь гнать табун", но что любили просвещенные французы - абсолютно точно.
Странно при этом, что проект фасада Дуомо утвердил именно Наполеон. Подозрительно).
Еще занимательно, что Суворову было все равно, в православном или католическом храме молиться.**

История собора, изложенная в книжке выглядит так:

Собор построен вместо двух "обветшавших" базилик Санта Мария Маджоре и Санта Текла.
В 1386 году объявили о начале строительства здания в местных архитектурных традициях, но через год внезапно решили переделать проект в стиле интернациональной готики, до тех пор в районе неизвестном.

Очередная корявая надпись, особенно год из вики же.
Вместо кирпича стали использовать мрамор и пригласили заальпийских специалистов в помощь местным архитекторам.
Прекрасное:
"Удивительный и редкий факт строительства собора заключается в том, что он буквально поглощал старую церковь Санта Мария Маджоре, которая тем временем была в полной сохранности и продолжала использоваться прихожанами...
В 1418 году апсидальная часть церкви Санта Мария Маджоре была разрушена, а ее фасад использовали для того, чтобы закрыть уже возведенную часть нефов
."
Ну какой же это редкий факт?!
А флорентийский Дуомо?
А венский собор Св. Стефана?
Да они практически все по одной технологии строились! Ну или рассказывают, что строились).
Крыша, говорят, была временная.
Говорят, что несмотря на недостроенность, статуи уже были.
Потом пришли Сфорца и решили внести вклад. Поэтому пристроили еще пять пролетов нефа и "вновь собор был перекрыт фасадом церкви Санта Мария Маджоре, демонтированным и собранным заново несколько далее"
О, а про такое я еще не читала. А не проще было заново построить? Непонятно, чего такого ценного было в этом фасаде, неизвестно когда построенной церкви.
Количество статуй в недостроенном здании стремительно возрастало.
"Благодаря искусству производства стекла и изобретению техники окраски стеклянной пасты, с 1470 г. стало возможным производство сюжетных витражей... так как витражи, выполненные в начале XV века быстро пришли в негодность; от них остались лишь бюсты пророков..."
Не поняла, бюсты пророков - витражи или нет? Если да, то почему не пришли в негодность.
И если до конца 15-го века витражи быстро приходили в негодность, то витражей ранее этого времени просто не может существовать? Интересно.
В конце 15-го века наконец озаботились созданием купола. (про крышу ничего не написано, была ли она по прежнему временной, или уже нет). В книжке эта забота связывается с новым правителем - Лодовико Моро, но, возможно, просто технологии наконец добрались и до куполов, не знаю. 
"... завершили в 1500 г. смелое строительство купола и большого восьмигранного тибурия, внутри которого он помещался."
Почему смелое - непонятно).
"Было призведено много статуй... и витражей, для изготовления которых... приглашались умелые мастера из-за Альп."
То есть не умели в Италии делать витражи? Странно.
"В то время собор обогатился" тремя сокровищами: надгробием Джана Джакомо Медичи, по прозвищу Медигино, наемника; статуей Св. Варфоломея; канделябром Тривульцино, подаренным в 1562 г. и названным по имени дарителя. "Монументальный бронзовый семирожковый канделябр, украшенный полудрагоценными камнями, высота которого целых пять метров, вероятно, произведен в культурном пространстве центрально-северной Европы и датируется XII столетием".
Культурное пространство центрально-северной Европы, ну надо же)). Почему 12-м столетием и где он обретался четыреста лет, не говорится.

http://www.atlantedellarteitaliana.it/artwork-4270.html, найти хорошее изображение почему-то сложно.
можно поразглядывать тут, но вот в книжке приведено изображение всадника со стременами, а мне не попадались стремена на изображениях 12-го века вроде бы. (Про всадника в сети не нашла, дальше искать не буду, надоело.)
**Тут в скобках замечу, что семисвечники, то бишь меноры, являющиеся признанными символами самизнаетекого, встретились мне при изучении датских кирх практически во всех них, слегка меня удивив. Сколько я еще не знаю о мире...
И, прочитав, что на канделябре изображены символы грехов, внезапно)) вспомнила, что Алкуин чуть ли не является автором списка этих самых грехов, только у него их было восемь, а не семь. Вот зато, что я теперь знаю о мире))).**
Надгробие вполне "в стиле Возрождения"

http://www.flickr.com/photos/81880611@N04/7501062554/
Св. Варлфоломей тут, гордый скульптор надпись надписал)) "Не Пракситель меня создал, но Марко д'Аграте", но произведение сильно специфическое, на мой взгляд. И Праксителя-то все знают, а д'Аграте - вряд ли)).
А подсвечник из стиля явно выбивается...

Потом пришел Карл Борромео и в 1567 г. затеял масштабную перестройку. В 1577 г. он собор освятил. Тут несколько непонятно, что он освятил, если после его кончины "его двоюродный брат и второй преемник, кардинал Федерико Борромео довел до завершения начатые или только спроектированные Тибальди работы" .
"В начале XVII века собор был удлиннен еще на три пролета... С 1607 г. началось сооружение фасада в "римском стиле"... Однако работы были прерваны в 1638 г.... Примерно в середине XVII века строительство возобновляется уже по новому проекту, заметно ориентированному на готику."
С чего бы вдруг? Вокруг ренессанс, барокко, римский стиль. А тут вдруг готика. Непонятно.
А еще в 14-м веке проект уже заменяли на готический. Шо, опять???)
"Тем не менее, вскоре после сооружения цоколя и установки нескольких атлантов, работы опять прерываются. В 1682 году был снесен фасад церкви Санта Мария Маджоре, который, как бы это не показалось странным, до сих пор находился внутри недостроенного собора и, начиная с начала XVIII в., простая кирпичная кладка временно заменила фасад."
Действительно, все "страньше и страньше". А что же описывал тогда господин П.А. Толстой? Без единого кирпича - говорил. То есть вообще фасада не было что ли?
И фасад Бог знает какого времени перестройщик Карл не счел нужным перестроить? Он ведь собирался "сделать Дуомо образцовым храмом реформированной Тридентским собором церкви, в которой обновленная духовность и новая пастырская традиция вдохнули бы жизнь в обновленную литургию"
То есть старый фасад не нуждался в обновлении "новой духовностью"? Непонятно. А через сто лет стал нуждаться?
А вот статуи активно изготовлялись и в 17-м и в 18-м веке "в самых легких формах искусства позднего барокко"
Значит, как статуи, так барокко, а как фасад, так готика? Ничего не понятно.
"В 1765 г. Франческо Кроче после возведения шпилей, фальконатур и аркбутанов начал возведение главной башни... Башня была завершена в 1769... В 1774 г. на ее вершину была помещена статуя Богоматери... На протяжении всего XVIII века работы над фасадом не велись."
Нет, все-таки в Италии какие-то проблемы с фасадами всю дорогу. Что-то тут не так.
И что это за атланты на цоколе?
С наполеоновским фасадом тоже не совсем понятно. Очень он хотел короноваться в этом соборе, и "за несколько дней до коронования... приказал завершить работы над оформлением фасада в кратчайшие сроки и с наименьшими расходами, сохранив все, выполенное в "римском стиле. ... в 1813 г. фасад был закончен.  На протяжении XIX века работы продолжались в хорошем ритме..."
То есть Наполеон короновался в недостроенном соборе; что было выполненно в римском стиле при готическом проекте - непонятно, но весь 19-й век усиленно все достраивали...
Господитыбожемой! Как все запущено-то.

На этом сегодня "заканчиваю дозволенные речи"))

Tags: архитектура, история, храм, чтение с интересом
Subscribe

  • (no subject)

    Тут некоторые в ближайшем окружении внезапно совсем нюх потеряли. В смысле запахов не чувствуют. Возрастающая неопределенность, да. Ждем-с.

  • про футбольное-2

    Хорошо, что нервотрепка кончилась). Хорошо, что не надо играть с англами)). Занятен оставшийся набор букв - АБ и ФХ. Наверняка в этом зашифрован…

  • про музей опять

    О, Политех, оказывается, тоже засыпало). Вопрос - когда же это случилось? И почему только с одного боку? 1884 не очень давно ( вики-источник…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments