mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

"В грусти и слезах"

Нет, ну совершенно невозможно чем-то заинтересоваться и узнать! именно узнать, познать, так сказать, истину.
Мало того, что истины не существует в принципе, так ее еще и в частности невозможно отыскать.
в довершение всех бед, эти конкретные изыскания еще и вызывают разнообразные общие или философские, или не знаю как назвать, размышления, от мысли к мысли принимающие все более глобальный характер, и в итоге упирающиеся все в ту же  невозможность узнать истину, а также утверждающие глобальное несовершенство мира.
И зачем тогда думать?
вариантов есть еще два:
- не думать (не интересоваться, не стараться узнавать), как существует подавляющее большинство человеческих особей
- принять какие-то аксиомы за данность (как делают, с моей точки зрения все печатаемые философы) и построить свою картину мира даже не на песке, а на мыльных пузырях. и в данном случае получается некий вариант религии, не имеющий с познанием ничего общего
Оба хуже.

Вот, собственно, с чего началось на этот раз - всем известная гильотина.
У замечательной marinni  есть пост про книжку гравюр середины 1600-х годов http://marinni.livejournal.com/394088.html
Среди гравюр обнаружилась одна, на которой гильотина. Как же так, думаю я, ее же изобрели в 18 веке.
"погугление" привело к разным находкам и тем вышеописанным размышлениям.

"История гильотины до сих пор остается запутанной, а рассказы о ней – противоречивыми...Долгое время считалось, что гильотина была изобретена в конце 18 века, однако, последние исследования показали, что подобные «обезглавливающие машины» имеют более длительную историю..." http://www.mafrance.ru/istoriya-2/istoriya-gilotiny/
"Самой известной и, возможно, одной из первых, была машина под названием «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet)...Скорей всего создание этой «Галифакской виселицы» датируется еще 1066 годом, хотя первое серьезное упоминание о ней относится к 1280-м годам. Казни проходили на рыночной площади города по субботам, и машина оставалась в использовании до 30 апреля 1650 года." там же.
Размышление первое - почему к 1066 году, если упоминание 1280-го? и почему, если ее даже 400 лет использовали, а не 600, все долгое время считали, что французский гений изобрел ее в 1790?
Варианты ответа есть? ну такие, чисто логические? например:
- французский пиар, умолчание
- английский пиар, вранье
- французский пиар, фальсификация, спихивание авторства на неизвестных в других странах, типа я не я и лошадь не моя.
Картинки про эту виселицу нет. Есть про шотландскую деву. Ее привез в Шотландию из этого самого Галифакса Джеймс Дуглас (англ. James Douglas; ок. 1525—2 июня 1581 г.). Как-то долго получается - 300 лет между упоминанием и привозом. Ну да ладно. Она все равно не похожа на французскую гильотину.
А та, которая на гравюре - похожа.
А ее кто изобрел? неизвестно. а где про нее упоминания? мне неизвестно. дальше копать - времени нет...
Истина, ау!

Размышление второе, уже банальное - на самом деле, все не так, как нам впаривают. Истории, написанной в школьных учебниках верить нельзя. В нее - можно, но это уже религия, которая опиум для никого. С наукой ничего общего не имеет.

Размышление третье - про историков, с пеной у рта доказывающих свое единоличное право на истину в последней инстанции, грустное и злобное.

Вспоминается передача Гордон-кихот с Задорновым. присутствовавшие там профессиональные историки (ну или лингвисты, неважно, одна шайка-лейка), брызжущие слюной с истеричными криками "Он сумасшедший!" вызывали очень сильные сомнения в собственной адекватности. при том, что изначально я не являюсь адептом задорновских теорий.
Далее следует воспоминание о другой передаче Гордона, нежно мной любимой, сравнение темы и стиля, и неизбежные размышления о деградации, телевидении, отуплении, чечевичной похлебке, etc.

Параллельно, про историков: некий кандидат исторических наук, на голубом глазу заявил мне - "у вас, технарей, очень узкое мышление, а вот мы, гуманитарии, видим всю картину целиком, воспаряя над миром, и обозревая его с высоты". Не говоря о том, что технарь в его окружении был всего один (кроме меня, а я не могу себя причислить себя к технарям безоговорочно), что позволило сразу сделать столь глобально-волнующий вывод, само утверждение навевает размышления и вопрос - что, действительно, в историки идут исключительно люди с катастрофическим отсутствием способности логически мыслить, или мне только так кажется?
Про гильотину и логику вот:
"Начиная со средних веков, казнь через усекновение головы была возможна только для богатых и влиятельных людей. Считалось, что обезглавливание – более великодушно, и, конечно, менее болезненно, чем другие методы. Однако, вспомним уже известную нам «Галифакс Гиббет» – она, несомненно, была исключением из правил, так как использовалась в исполнении наказания для любых людей, независимо от их положения в обществе, в том числе и для бедных слоев населения." Логика тут где, хотелось бы знать?

Вот еще перл:
"Другой раннее упоминание машины для казни встречается в картине «Исполнение казни Маркода Баллага близ Мертона в Ирландии 1307 года». Как видно из названия, имя жертвы – Маркод Баллаг, и обезглавлен он был оборудованием, которое удивительно похоже на позднюю французскую гильотину". там же.
А дата изготовления гравюры (видимо, указанная на самой гравюре) - 1577 год! хороший источник сведений, достоверный.
Тут неизбежны размышления про фальсификации, "доверчивость" историков, двойные стандарты доверчивости...

Забавное:
Историки кричат, что в истории могут понимать только профессионалы, а дилетанты, даже если они ученые в других науках - нах. А в статье про Дарвина (в журнале Story) русским по белому :"Вместе с ним на паруснике плывут профессиональные биологи, зоологи, ботаники... Дарвин - сущий приготовишка... изучая природу, он видит перед собой только то, что есть на самом деле, а не то, что следует, исходя из той или иной теории. И в этом его преимущество пред профессионалами..."
Двойная мораль?
Далее следуют по аналогии размышления о двойной морали в политике тоже.

Возвращаясь к гильотине:
"Итак, гильотина была разработана, чтобы быстро и безболезненно казнить любого преступника, независимо от возраста, пола, богатства или положения. По иронии судьбы, в те времена гильотина стала воплощением таких понятий как «равенство» и «гуманизм»." там же
Ну тут уже просто куууууууча размышлений про гуманизм, благие намерения, иронию судьбы, судьбы мира, вершителей судеб, демократию...
все, приехали.

"а что делать? а как ты думаешь?" (с)
Tags: мысли вслух
Subscribe

  • про художника Брекелеера-2

    Еще один бельгиец, любивший старых мастеров 17 века. У Фердинанда де Брекелеера старшего было сколько-то детей, из них два художника. Наиболее…

  • про художника Бракелера-1

    Вышеописанный барон Jan August Hendrik Leys в молодые годы работал у своего родственника Фердинанда Бракелера (старшего). ЭСБЕ: Бракелеер…

  • про художника Лейса

    Еще по осени увлеклась, помнится, бельгийско-фландро-фламандскими художниками 19 века. Но отвлеклась, да((. Вспомнила вот. Там у них была некая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments