mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Categories:

про собор Сант Фелиу

Из путеводителя "Вся Жирона":
"Церковь Святого Фелиу была построена в месте, которое ранее занимал палеохристианский некрополь, и где по преданию были захоронены святые Фелиу и Нарсис. Прочные колонны и арки в нижней романской части собора служат опорой построенной позднее готической части. С одной стороны открывается неоклассическая часовня Святого Нарсиса, покровителя Жироны, где хранятся мощи святого в серебряной гробнице.
В стене абсиды вмонтированы восемь интереснейших романских гробниц, две языческие и шесть христианских, перевезенных сюда из Рима. Языческие, датируемые II веком, украшены рельефом, рассказывающим о похищении Прозерпины и охоте на львов; палеохристианские, IV века, изображают библейские истории и извилистые линии с христианскими символами
."



Простите, но я тут уже сразу ничего не понимаю.
Зачем в стене абсиды вмонтированы языческие гробницы, да еще и привезенные из Рима?
Когда, кстати, привезенные? Когда вмонтированные?
В абсиде нормальный алтарь с Богоматерью, младенцем и святыми. А на стенах - похищение Прозерпины???
Вынос мозга какой-то.

В 2010 году в соборе велись раскопки по некой европейской программе обнаружения старых городов.
Насколько я поняла из тупо-гугле-перевода с каталанского, под полом, кроме остатков предыдущего храма, нашли еще саркофаги, но вроде бы без костей. (источник)
Возможно, именно это обстоятельство послужило для упоминания палеохристианского некрополя в путеводителе, не знаю.
Кстати, раскопки должны были производиться еще в двух местах, но никаких упоминаний о результатах я не нашла.

В общем же смысле история стройки-перестройки собора абсолютно стандартна:
Начальное здание 6-7 века, поверх него романская архитектура 12-13 вв., достроенная в готическом стиле в 14-17 веках.
Фасад - 18-го века.
Последняя реставрация - в конце 20-го.
Местная особенность - считается, что во время краткого владычества мусульман в 8-м веке собор был превращен в мечеть, а потом, соответственно, обратно.

Другие непонятки связаны с самими святыми - Нарциссом и Феликсом.

Св.Нарцисс (отсюда)
Во-первых, Нарцисс Жиронский как-то перепутан с Нарциссом Иерусалимским (вики)
Г-перевод не позволяет сформулировать точнее. Что-то про смутные апокрифические источники.
И еще предупреждение не перепутать Святого Феликса тоже.

Во-вторых, древнее языческое как бы имя святого смущает меня и заставляет вспомнить про Святого Меркурия, например, Смоленского или Кесарийского.
И задаваться вопросом - нет ли где-нибудь Святого Нептуна, например? Или Прозерпины?
Хотя после святых Репараты и Реституты, казалось бы, можно больше не удивляться.

Вообще-то Святой Нарцисс является покровителем города с давних пор. С его именем связана куча легенд и чудес.
А Феликс был при Нарциссе дьяконом и помощником.
Почему, спрашивается, храм посвящен помощнику Феликсу, а не самому Нарциссу?
А потому что это был другой Феликс)).

Нарцисс Жиронский погиб в 307 году.
"В 307 году, в то время говорили мессу в церковь Святого Феликса, был убит вместе с диаконом Феликсом, языческой группы, которая напала, дав ему три удары" (все там же)

А кто был Святой Феликс, которому была посвящена церковь?
Может быть, вот кто:
"Saint Feliu of Girona (Catalan Sant Feliu) (died 304) is a Catalan saint. He was martyred at Girona after traveling from Carthage with Saint Cucuphas to Spain as a missionary." (тут)

И когда же ему церковь успели поставить? Особенно в эпоху гонений?
И если церковь 6-7 веков, на остатках которой стоит нынешняя церковь Святого Феликса, не та, в которой служил мессу Святой Нарцисс в день смерти, то где та?

Нет, я решительно ничего не понимаю!



Еще про Нарцисса и Феликса:
Нетленные мощи Святого Нарцисса были найдены в конце 10-го века и тогда же началось его почитание...
"В двенадцатом веке создал Братство Сан Narciso и после осады города в 1285 году, был возрожден (**что за братство - непонятно)...
В Римской мартиролог сделал 18 марта, [9], но традиционно отмечается 29 октября, вероятно, потому что изначально стоял в день празднования Нарцисс Иерусалима. Между 1593 и 1601 он переехал в 18 марта, но затем вернулся по 29 октября
(**почему?), который был единственным даты фестиваля в Жироне с 1666. В 1387 он был назначен защитником и покровителем города Жирона, заменив Фелиу де Жирона...
Останки его диаконом Феликсом, был переведен во Францию во времена Карла Великого. Она сохраняет древнюю гробницу святого. Джоан Турне в 1328 году, с хорошей готической рельефы алебастра, заменив гробница "мух", которые сломали французами в 1285. В 1782 году епископ Томас Лоренсана построена новая часовня, посвященная святому, где он установлен серебряный реликварий, где она переехала тела 2 сентября 1792 года
.
" (Г-перевод) (все там же)

Диаконом Феликсом во времена Шарлеманя? Или вместе с останками Феликса?
Или это опять был другой Феликс?
Нет, я, конечно, знаю, что вики верить нельзя, но все-таки. Или переводчику?

Ну и конечно, все было устроено заново в конце 18-го века.
Ну что, в конце концов, произошло в этом самом веке???
Я вот ознакомилась с нетривиальной версией, что в то время произошла глобальная катастрофа, изменившая политический и экономический расклад.
Может и правда, не знаю))).

С легендами Жироны, включая связанные со святым покровителем города, можно ознакомиться тут. (весьма интересно, кстати)
С викишными картинками про него - тут
Про собор тут
И тут. Здесь же виды тех самых саркофагов. А также очень любопытные изображения алтаря, работы Joan de Borgunya, установленного в соборе в 16-м веке и разобранного в 1936 г. (**почему?)
Некоторые части его (алтаря) хранятся в Museu d'Art Жироны.

Что касается художника, то, помимо того, что о нем ничего, как обычно, неизвестно, меня порадовал список его имен:
Burgunya, Joan (or Juan) de
Alternate     Borgona, Juan de
Alternate     Borgonya, Johan de
Alternate     Borgunya, Joan de
Alternate     Master of San Felice
Alternate     Master of San Felix
Alternate     Master of Sant Feliu
Alternate     Porta
Alternate     St. Felix Master
(источник)
Он же Жора, он же Гоша...)))



За решеткой - абсида с алтарем и встроенными языческими саркофагами в боковых стенах


Саркофаг на внешней стене. Возможно, копия, а оригинал в музее. Саркофаги на стенах мне вроде бы раньше нигде не попадались.


Что-то, связанное со Святым Феликсом.


Фасад 18-го века почему-то напоминает мне Петру)).

Шпиля на башне нет, потому что в него когда-то давно попала молния.
Прочие экскурсоводческие легенды можно прочитать в пересказе, например, тут или тут

Tags: древнее, искусство, история, храм
Subscribe

  • про художника Брекелеера-2

    Еще один бельгиец, любивший старых мастеров 17 века. У Фердинанда де Брекелеера старшего было сколько-то детей, из них два художника. Наиболее…

  • про художника Бракелера-1

    Вышеописанный барон Jan August Hendrik Leys в молодые годы работал у своего родственника Фердинанда Бракелера (старшего). ЭСБЕ: Бракелеер…

  • про художника Лейса

    Еще по осени увлеклась, помнится, бельгийско-фландро-фламандскими художниками 19 века. Но отвлеклась, да((. Вспомнила вот. Там у них была некая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments