mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote,
mudraya_ptica
mudraya_ptica

Category:
Вчера был День археолога.
В детстве я очень хотела стать этим самым археологом.
Но вот как-то не склалось, видимо, к лучшему, как всё в этом лучшем из миров).
Тем не менее, интерес ко всяким древностям никуда не делся и "стучит в мое сердце", не ослабевая).
Правилом, однако, при попытке интерес удовлетворить, является появление кучи вопросов в отсутствие мало-мальски логически непротиворечивых ответов. Древности есть, канва истории есть, но при попытке встроить древности в канву обычно случается облом.
Ну, у меня случается. Иногда и у других тоже.

Вот есть такое интересное место в России - Гнёздово называется. Там находится самая большая курганая группа в Европе, если я не ошибаюсь (говорят, что раньше было четыре с половиной тысячи, а сейчас около полутора), и крупное городище, которое служит, как оказалось, предметом для дискуссий.

Город Смоленск в этом году отмечает юбилей - 1150 лет.
Ну то есть, как обычно, число лет отсчитанных от первого упоминания в летописи.
Я не буду задавться никакими занудными вопросами, типа, а в каком году эту летопись написали, а в каком обнаружили, какого года список и пр.
Упоминается под 863 годом и хорошо.
Археологи, правда, не находят в самом городе артефактов ранее 11-го века (тут я тоже никакого занудства проявлять не стану).
Но в 15-ти километрах от нынешнего Смоленска и находится Гнёздово, которое некоторыми исследователями считается старым Смоленском.

Обнаружено оно было случайно в 1867 году при прокладке железной дороги Витебск-Орел (а в вики написано, что Москва-Варшава :) ).
Как водится, кто-то выкопал клад.
Без клада обнаружить тыщи курганов было никак невозможно (табличка сарказм).

Раскопки велись аж с 1874 года. И сейчас каждый год копают. И не только археологи.
Непонятно, сколько курганов осталось нетронутых. Может, 20, а может ни одного.


Вопрос на засыпку - сколько лет соснам? А что тут было до них?



Та самая железная дорога. Курганы в лесу слева, городище на правой стороне. Собственно, городище дальше, но перекопы - везде и тут тоже.


Тут нашли первое русское письменное слово.


Все эти пригорочки - курганы.


А впадины - раскопанные курганы.




Городище расположено с другой стороны от железной дороги.


Может показаться, что оно на берегу Днепра. На самом деле это весенний разлив реки, и там, где вода, тоже городище (или селище, там и того и другого по два, такое большое заселенное пространство было).
С речным руслом у меня остались непонятки - оно вроде бы поменялось, но точно я не знаю. Возможно, сейчас городище от него в удалении.
Ну, когда не разлив, конечно. А куда вода разливалась тыщу лет назад и затапливала ли она ту часть поселения, которую нынче затапливает, я не узнала.

Да,  и вот так выглядит один из древнейших памятников русской истории, кстати (с 1961 года является памятником археологии государственного (федерального) значения, 1 января 2011 года создан Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово» ).
Тоямы токанавы прямо и криво.
Какие уж тут туристические маршруты. Смотреть на результаты раскопочной жизнедеятельности?

Хотя вообще-то там замечательное место и - ура - есть надежда на лучшее : "4 июля 2013г. для музея-заповедника «Гнёздово» состоялось воистину знаковое событие -  официальная презентация проекта музея под открытым небом «Гнёздовское поселение IX-XI» вв."











Тут копали в прошлом году.





И красоты для души:










**
Насколько я поняла, вопрос - является ли Гнездово старым Смоленском, до сих пор не разрешен.
Интерпретации результатов археологических изысканий включены в предмет спора, сообственно, они и являются этим предметом.
Занимательно, что, с 1970-х годов не было издано практически никаких подробных или наоборот всеобъемлющих печатных трудов с результатами многолетних раскопок, выводами, открытиями и пр.
Что, конечно, несколько странно.


Кусочек как бы полемики. Прекраснее всего про поляков))).

"...В 1949 году к изучению Гнездова приступила археологическая экспедиция МГУ. Ее руководителем Д. А. Авдусиным были сразу же пересмотрены все накопленные в результате более чем полувековых археологических раскопок предшествующими исследователями научные знания. В частности, смоленским историком и археологом А. Н. Лявданским в 1924 году были открыты Центральное и Ольшанское селища (древние неукрепленные поселения, или деревни) и доказано, что они одновременны курганам. А Центральное и Ольшанское городища (древние укрепленные поселения) вокруг которых и сформировались эти селища были обнаружены и частично исследованы еще в дореволюционное время. Дореволюционными исследователями было также установлено, что в курганах хоронили людей живших на этих городищах. Д. А. Авдусин посчитал все накопленные к этому моменту исторической наукой знания неверными и вернулся к забытой и к этому времени уже опровергнутой гипотезе Г. К. Бугославского, о том, что гнездовские курганы являются кладбищем современного Смоленска. Таким образом, он сразу отбросил историческую науку в ее исходное состояние. В 1952-53 годах экспедицией МГУ под его руководством были проведены раскопки Центрального и Ольшанского городищ и установлено, что они являются поздними, и построены поляками в XVII веке. Он также пришел к выводу, что культурного слоя IX-X веков ни на городищах, ни на селищах нет, а все найденные там древние вещи происходят из распаханных в древности курганов, находившихся на этом месте. Свои открытия Д. А. Авдусин напечатал в журнале «Вестник Московского Университета», в номере 11, за 1953 год. Таким способом им было доказано, что Гнездово действительно является кладбищем Смоленска. Разные люди могут придти к разным выводам по поводу того, как называется подобная научная деятельность, но есть хорошее и емкое слово, которое как нам кажется, ее характеризует – фальсификация.
Самое удивительное, что даже в советское время эти, с позволения сказать, научные открытия вызвали среди ученых бурю негодования. И в 1967-68 годах в Гнездове осуществляет раскопки альтернативная археологическая экспедиция ЛОИА АН СССР под руководством И. И. Ляпушкина, которая исследует юго-западную часть Центрального селища. И. И. Ляпушкиным был найден культурный слой одновременный курганам, т. е. доказано существование Центрального селища. Он также пришел к выводу, что люди поселились в Гнездове в начале IX века, или даже на рубеже VIII-IX веков, и поселились здесь пришедшие с юга славяне. Репутация Д. А. Авдусина как честного ученого была конечно сильно испорчена, но от окончательного позора его спасла внезапная смерть И. И. Ляпушкина. Следует отдать ему должное, он сделал определенные выводы и частично пересмотрел свои взгляды.
В 1970 году экспедиция МГУ под руководством Д. А. Авдусина продолжила изучение Гнездова. Пересмотрев свои взгляды, Д. А. Авдусин пришел к выводу, что древние поселения в Гнездове и Смоленске сосуществовали одновременно, т. е. стал сторонником второй гипотезы возникновения Смоленска, выдвинутой В. И. Сизовым. С этого момента он стал искать доказательства, подтверждающие правильность данной теории, но как всегда в присущей ему манере, т. е. особенно не разбираясь в средствах. Т. к. в современном Смоленске не было найдено культурных слоев относящихся к IX-X векам, необходимо было просто доказать, что поселение в Гнездове возникло позднее середины IX века. Почему именно середины IX века? Да потому, что первое летописное упоминание о Смоленске относится к 863 году, в нем Смоленск назван большим и многолюдным городом, таким образом, поселение, относящееся к середине IX века должно быть уже достаточно крупным. Если бы Д. А. Авдусину удалось доказать, что поселение в Гнездове возникло позднее середины IX века, т. е. не являлось древним Смоленском, то у современного Смоленска появились бы некоторые шансы. Можно было бы сослаться на то, что современный Смоленск слишком малоизучен и культурный слой, относящийся к периоду формирования Древнерусского государства (IX-X вв.) просто пока еще не найден. Сбором этих фактов и доказательств и стала заниматься с начала 1970-х годов ученица Д. А. Авдусина – Т. А. Пушкина.
Т. А. Пушкина не только попыталась доказать, что поселение в Гнездове возникло во второй половине или в конце IX века, она пошла дальше, и сейчас она и ее ученики утверждают, что поселение в Гнездове возникло на рубеже IX-X веков. Но, к сожалению или к несчастью для них культурный слой IX-X веков в самом Смоленске так до сих пор и не найден. Таким образом, поселение в Гнездове оказывается непонятно чем, тем более что в последних своих работах ученые из МГУ утверждают, что это поселение было совершенно не связано с кривичской сельскохозяйственной округой. Тогда, если следовать их странной логике, становится совершенно непонятно кто же кормил несколько тысяч проживавших там в Х в. дружинников, торговцев и ремесленников? Интересно, а сами-то они об этом задумывались, или нет? К тому же, в русских летописях все города, основанные в этот период, четко зафиксированы. Никакого крупного поселения возле Смоленска, основанного непонятно кем, они не знают. Вот так буднично и незаметно один из самых древнейших и знаменитейших городов России превратился в какой-то фантомный, не реальный город-призрак, который сейчас и вовсе исчез с археологических карт
..."
отсюда
Вот оно как, оказывается)).


Сайт музея
Сайт исследователей и любителей археологии
Tags: археология, древнерусское, история, музей
Subscribe

  • про север и юг

    Прочитала старые новости. Заинтересовали две. Одна про норвегов, с помощью георадара обнаруживших закопанный корабль викингов предположительно 9…

  • про Мартина и молот

    В вики-а есть чудесное: Молот Мартина Турского, Катаринский монастырь, Утрехт, Нидерланды Музей Catharijneconvent в Утрехте имеет в своей…

  • про необходимость

    вернуться, может быть. Ну как-то не думается, не интересуется, не пишется почему-то. Мозг отчаянно скучает, но меня не замечает, на запрос не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments